Церковь в царствование императора Александра III

Александр III взошел на престол после убийства его отца Александра II народниками 1.03.1881. Началась эпоха реакции на либеральные реформы 60-х гг. XIX в., эпоха подавления радикального вольнодумства и борьбы правительства с революционным подпольем. В то же время это были годы быстрого экономического роста России и усиления ее позиций на мировой арене. Церковную политику осуществлял в эти годы обер-прокурор К. П. Победоносцев (24.04.1880–19.10.1905), ставший главным идеологом и вдохновителем нового охранительного курса правительства. Победоносцев близко к сердцу принимал церковные дела, но это не мешало ему в духе синодальной эпохи, в духе Петра I видеть в Церкви одну из опор незыблемости государственного строя. Но в отличие от петровской идеологии европеизации России К. П. Победоносцев к современной ему западной цивилизации относился с нескрываемой неприязнью. В европейском либерализме он видел последнюю ступень перед тотальной катастрофой и в своей политике стремился удержать Россию от заблуждений западного пути. Он высказывался против созыва Поместного Собора, поскольку в церковном Соборе усматривал оттенок ненавистной ему демократии.Новым явлением церковной жизни явились окружные Соборы архиереев. В самом начале своего обер-прокурорства К. П. Победоносцев заявил, что правительство стремится к применению на практике древнего канонического права святителей православной Церкви соборно обсуждать важнейшие вопросы веры и церковной жизни. В церковных кругах пробудилась надежда, что начинается эпоха возрождения подлинной соборности. Однако Победоносцев был исполнен недоверия к способности российского епископата самостоятельно, без государственной опеки решать церковные дела, поэтому счел полезным созвать несколько окружных Соборов, но отнюдь не Всероссийский Поместный Собор. В сент. 1884 г. в Киеве под председательством Киевского митр. Платона (Городецкого) состоялся Собор архиереев южных и западных епархий (см. Киевский Собор 1884 г.). Главной темой соборного обсуждения была борьба с усилившейся в южных епархиях штундой (cм. Штундизм) — насажденной немцами-колонистами сектой протестантского толка, впоследствии слившейся с баптизмом. Штунда распространилась по всему югу России и проникла в центральные губернии. Активизировалась деятельность меннонитов, адвентистов, пашковцев — последователей В. И. Пашкова, основавшего протестантскую секту среди петербургской аристократии в 1875 г. Собор обсуждал также другие вопросы церковной жизни: о положении духовенства, о свечных заводах, о соблюдении устава и о церковном пении, о народном образовании, о мерах против влияния католиков и иноверцев на православный народ. В июле 1885 г. под руководством синодального чиновника В. К. Саблера в Казани был проведен окружной Собор епископов Поволжья (см. Казанский Собор 1885 г.), на котором преимущественно обсуждались меры по противодействию старообрядческому расколу. В авг. того же года в Иркутске состоялся Сибирский Собор архиереев, который тоже сосредоточил внимание на противостарообрядческой миссии. В 1887-м, 1891 гг. в московском Никольском единоверческом мон-ре прошли Всероссийские миссионерские съезды.Во главе российской иерархии в 80-х гг. XIX в. стоял первоприсутствующий в Синоде митр. Петербургский Исидор (Никольский), человек большого ума, трудолюбия и такта, умения ладить и с архиереями, и с подчиненными клириками, и с правительственными чиновниками. Мудрый и осторожный церковный деятель, он был также замечательным церковным писателем, знатоком Свящ. Писания, автором нескольких экзегетических сочинений. После кончины свт. Филарета (Дроздова) преосв. Исидор взял на себя главную заботу о переводе Библии на русский язык. Широкий размах имела и его благотворительная деятельность. Он был главным попечителем имп. Человеколюбивого об-ва. Скончался митр. Исидор в глубокой старости, 7.09.1892. Московскую кафедру в 1882–1891 гг. занимал митр. Иоанникий (Руднев), бывший экзарх Грузии. Митр. Иоанникий прославился своей широкой благотворительной деятельностью. Известен он также и как замечательный церковный администратор, энергичный, деятельный, инициативный. Введенный в состав Синода, митр. Иоанникий был твердым и непреклонным защитником независимости Церкви от давления светской власти. Когда в 1888 г. в Синоде обсуждался вопрос о поминовении усопших инославных и первоприсутствующий член Синода митр. Исидор готов был поддержать мнение Победоносцева о снисхождении в этом вопросе, митр. Иоанникий самым решительным образом высказался против отпевания инославных. Мнение Московского митрополита поддерживало большинство членов и присутствующих в Синоде. Рассмотрение вопроса о поминовении инославных было тогда отложено. В 1891 г., после кончины митр. Киевского Платона, митр. Иоанникий был переведен из Москвы на его место, что было следствием нерасположения к нему правящих кругов. При том, что митр. Иоанникий оставался Киевским святителем, за два года до кончины, в 1898 г., он был назначен первоприсутствующим членом Синода. В 80-х гг. в состав российского епископата входили другие выдающиеся архиереи: архиеп. Херсонский Никанор (Бровкович), Харьковский Амвросий (Ключарев), Тверской Савва (Тихомиров), а также Холмский и Варшавский Леонтий (Лебединский), который после перевода митр. Иоанникия в Киев был поставлен на Московскую кафедру и занимал ее в течение двух лет до своей кончины в 1893 г. Тем не менее епископату в 80-х гг. XIX в. недоставало такого всеми признанного церковного авторитета, каким в течение почти полувека был Московский свт. Филарет.В кон. XIX столетия окончательно сломались сословные границы духовного чина: чаще, чем прежде, священного сана искали выходцы из других сословий. Об этом косвенным образом можно судить по сословному происхождению архиереев 1-й пол. XX в. Большинство из них по-прежнему происходили из духовного сословия, но такие архиереи, как митр. Серафим (Мещеряков), еп. Павлин (Крошечкин), вышли из крестьян. Из дворян происходили Патриарх Алексий (Симанский), митр. Антоний (Храповицкий), сщмч. Серафим (Чичагов), митр. Серафим (Александров), митр. Трифон (кн. Туркестанов), еп. Андрей (кн. Ухтомский) и др., в то время как в XIX в. архиереи из дворян (свт. Игнатий (Брянчанинов) и Ювеналий (Половцев)) или податных сословий были редким исключением. Отмена крепостного права постепенно отучила помещиков от привычки своевольно и высокомерно держаться со священнослужителями церквей, расположенных в их владениях. Возвышение духовенства на сословной лестнице сблизило значительную его часть, особенно городских протоиереев, с академической наукой, с дворянской интеллигенцией. В подавляющем большинстве приходские священники оставались людьми искренней и теплой веры. Среди них мало было красноречивых проповедников, мало ученых богословов, но это были пастыри, нелицемерно преданные Богу, Церкви и Отечеству. Из пастырей, чьи ревностные труды увенчались особенно благодатными успехами, всероссийскую известность получил петербургский свящ. А. В. Гумилевский, который в своем приходе открыл братство и воскресную школу, многие годы он духовно окормлял больных в Обуховской больнице и умер, заразившись тифом. Другой петербургский пастырь, прот. И. Н. Полисадов, особенно знаменит своими проповедями, обращенными к рабочим столицы. Прот. А. В. Рождественский, которого называли «народным печальником», известен деятельным участием в организации об-в трезвости. Он издавал религиозно-назидательные журналы для народа «Отдых христианина», «Трудовая жизнь», «Воскресный благовест». А один из пастырей, принадлежавших к белому духовенству, св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), известен всему миру как духоносный муж святой жизни. Великий молитвенник, талантливый проповедник, в устах которого глаголы вечной жизни звучали с такой силой, что они преображали сердца людей, был еще и глубоким богословом. Его книги «Моя жизнь во Христе», «Христианская философия» принадлежат к значительнейшим, основанным на личном духовном опыте творениям богословской мысли России.В самом начале царствования Александра III Святейший Синод обратил внимание на состояние духовного образования. Ревизии, проведенные ранее, в 70-х гг., обнаружили серьезные недостатки в постановке учебно-воспитательной работы, снижение церковности учащихся и падение дисциплины. Уход выпускников семинарий на светскую службу и в университеты был непомерно велик. В 1881 г. при Синоде была образована комиссия для пересмотра учебных уставов во главе с еп. Сергием (Ляпидевским), с 9.08.1893 митр. Московским. Новые уставы были разработаны в 1884 г., в основном под влиянием К. П. Победоносцева. Во всех духовных школах была усилена власть епархиальных архиереев и ректоров, в академиях упразднялась специализация студентов по отделениям, в семинариях совершенно отменялось выборное начало. Церковно-охранительный характер этих правил очевиден. Но запретительная политика Победоносцева оказалась не особенно плодотворной, она не смогла искоренить в академической сфере либеральные настроения, которые в конце столетия приобрели тревожный характер.В 60-х гг. XIX в. в России стали открываться земские начальные школы для крестьянских детей (см. Земство), но учителями в них не всегда были люди православных убеждений. Учебные планы земских школ мало времени отводили занятиям по закону Божию, и оттого паства не особенно сочувствовала этим школам, а церковноприходских школ, введенных при Александре I в ходе реформы духовного образования 1808–1814 гг., было мало. При проведении реформы было открыто 147 приходских школ. В 1-й пол. столетия число их быстро увеличивалось, составив ко времени отмены крепостного права 18 587. Этот процесс продолжался затем до сер. 60-х гг., так что в 1865 г. насчитывалось уже 21 420 школ. Затем большинство из них закрылось. К 1879 г. осталась только 4861 приходская школа с менее 100 тыс. учащихся, уровень образования в них отставал от земских школ. Такое положение в области народного просвещения вызывало озабоченность у духовенства и высшей церковной власти. Святейший Синод считал, что народные школы должны иметь тесную связь с Церковью, чтобы знание грамоты открывало народу доступ к церковным книгам, чтобы грамотные крестьянские дети могли участвовать в богослужении и читать дома родителям душеспасительные книги. Но обер-прокурор Синода Д. А. Толстой был противником церковных школ для крестьянских детей. Иной точки зрения придерживался по этому вопросу сменивший его в обер-прокурорском кресле К. П. Победоносцев. Он стремился расширить влияние духовенства на народное образование. При нем в 1882 г. была учреждена особая синодальная комиссия под председательством Холмского архиеп. Леонтия (Лебединского). Эта комиссия разработала утвержденные 13.05.1884 Правила о церковноприходских школах. В программы школ включались Закон Божий, церковнославянский и русский языки, арифметика, церковное пение. Преподавать в церковных школах могли не только клирики, но и выпускники семинарий в светском звании и даже выпускницы женских епархиальных училищ. В развитие системы церковного образования для народа большой вклад внес замечательный педагог С. А. Рачинский. Число приходских школ в 80-х гг. быстро росло: в 1882 г. всех церковных школ в России насчитывалось 4590, а к 1889 г. открылось уже 8498 приходских школ и 9217 школ грамотности, переданных в 1890 г. в ведение приходского духовенства. В 1900 г. было уже 42 600 церковноприходских школ с 1,6 млн. учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: