Русская Церковь в царствование императора Николая II

После кончины имп. Александра III 20.10.1894 началось последнее царствование — имп. Николая II, отличавшегося особенно искренним благочестием. В церковной политике правительства под влиянием царя обнаружились новые черты, придавшие церковной жизни совершенно особый духовный тон. Одним из самых отрадных явлений эпохи было умножение числа канонизаций. В царствование Николая II было причислено к лику святых больше подвижников, чем за два предшествующих века. Первым был прославлен свт. Феодосий Черниговский. Через 200 лет после его блаженной кончины, 9.09.1896, состоялось перенесение святых мощей угодника. 4.09.1911 к лику святых был причислен свт. Иоасаф Белгородский, мощи которого сохранились нетленными. Через 300 лет после мученической кончины сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, 12.05.1913, со-стоялось прославление его памяти. 28.07.1914 к сонму святых угодников был причислен свт. Питирим, еп. Тамбовский. Память свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского, чтилась в Сибири издавна. Ввиду его местного почитания и чудес, явленных у его могилы, в 1916 г. Святейший Синод установил всероссийское празднование его памяти, назначив его на день кончины святого — 10 июня. В 1909 г. было восстановлено почитание св. Анны Кашинской. Великим торжеством православной Церкви и благочестивого русского народа стало прославление прп. Серафима Саровского. В 1903 г. Синод постановил причислить прп. Серафима к лику святых. 19 июля, в день рождения чудотворца, в Сарове состоялось открытие его мощей и перенесение их в уготованную гробницу. На эти торжества в глухую лесную обитель съехались верующие всех сословий и званий, от имп. Николая II и его семьи до бездомных странников и нищих.В нач. ХХ в. в Русской Церкви продолжало совершаться миссионерское служение. За пределами России с особенным успехом действовала Японская духовная миссия. Ее основателем был св. равноап. Николай (Касаткин), главной своей задачей считавший основание школы катехизаторов, чтобы привлечь сотрудников из числа самих японцев. В 1889 г. в Японии была объявлена полная веротерпимость, в связи с чем миссия смогла шире развернуть свою деятельность. Крещение принимали тысячи японцев, и к кон. XIX столетия в Японии насчитывалось уже ок. 25 тыс. православных, объединенных в 226 общин с 28 священниками. Общины были необычайно деятельны. При них открывались об-ва содействия религиозно-нравственному воспитанию, на собраниях об-в читались Свящ. Писание и жития святых, об-ва занимались благотворительными делами. В стране подвизались 149 катехизаторов. Нравственным испытанием для новорожденной Японской Церкви стала русско-японская война 1904–1905 гг. Мудрый архипастырь, оставаясь русским патриотом, келейно молился за победу своего Отечества и в общественных богослужениях, на которых возносились молитвы о победе Японии, не участвовал, но православным японцам он благословил оставаться верноподданными своего императора, чтобы не дать повода для обвинения их в измене родине. Благодаря этому православные приходы не подвергались преследованиям, а сам святитель снискал глубокое уважение со стороны японцев. Ему предложили посещать лагеря русских военнопленных. Духовным окормлением пленников занимались и православные пастыри японской национальности. За свои подвижнические труды в годы войны святитель был удостоен сана архиепископа. В 1898 г. в Сеуле открылась Корейская духовная миссия, деятельность которой была на короткое время прервана японской оккупацией Кореи в ходе русско-японской войны в 1905 г. В условиях японского протектората в Корее, введенного после поражения России в этой войне, миссия действовала в неблагоприятной обстановке.
Одним из знаменательных событий церковной жизни стало посещение России в 1913 г. в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых Патриархом Антиохийским Григорием IV. Во время своего визита он возглавил в новгородском Софийском соборе хиротонию во епископа Тихвинского архим. Алексия (Симанского), впосл. Святейшего Патриарха (см. Алексий I, Патриарх Московский). В кон. XIX — нач. XX столетия успешно развивались взаимоотношения РПЦ со старокатолической Церковью. В 1892 г. Святейшим Синодом была образована специальная комиссия под председательством архиеп. Финляндского Антония (Вадковского) (впосл. митр. С.-Петербургского) для анализа и оценки вероучительной доктрины старокатолической Церкви (см. Старокатолики) и рассмотрения вопроса об установлении с ней евхаристического общения. Комиссия осуществляла также контакты и вела богословские дискуссии со старокатоликами. Контакты эти продолжались до начала первой мировой войны.
На протяжении двух веков синодальной эпохи церковное сознание православной иерархии, духовенства и паствы не мирилось с навязанной Церкви государственной опекой, с канонически ущербной формой высшей церковной власти. В нач. XX в. все чаще высказывались пожелания восстановления соборности в управлении Церковью и Патриаршества. Мысль о созыве Поместного Собора разделяли виднейшие иерархи, лучшие пастыри, ученые-богословы и церковно-общественные деятели из мирян. В 1901– 1903 гг. в Петербурге проводились религиозно-философские собрания, на которых интеллигенция, разочарованная в позитивизме и материализме, вела диалог с православными пастырями и профессорами богословия. Председательствовал на собраниях еп. Финляндский Сергий (Страгородский), ректор СПбДА. Среди участников собраний были В. А. Тернавцев, Д. С. Мережковский, кн. С. М. Волконский; академическое богословие помимо еп. Сергия представляли проф. прот. С. А. Соллертинский, проф. П. И. Лепорский, проф. А. И. Бриллиантов. С обеих сторон на собраниях была высказана мысль о неотложной необходимости церковного Собора. В 1903 г. собрания были закрыты по настоянию К. П. Победоносцева, считавшего их опасными. Он боялся, что влияние светских участников собраний возобладает над миссионерским направлением, которое стремился придать собраниям их председатель.Во главе российского епископата в 1900 –1912 гг. стоял первоприсутствующий в Синоде митр. Петербургский Антоний (Вадковский). В 1905 г. преосв. Антоний возглавил церковное движение, направленное на возрождение соборности. Правительство вынуждено было обратить внимание на нужды Церкви в связи с законодательством о свободе вероисповедания, подготовка которого началась в канун революции и завершилась манифестом 17.04.1905 «Об укреплении начал веротерпимости», сохранявшим привилегии православной Церкви в области миссионерства, но облегчавшим иным исповеданиям, прежде всего старообрядцам, отправление культов. При подготовке манифеста выяснилось, что с его изданием православная Церковь, находившаяся под жестким правительственным контролем, окажется в некотором отношении в худшем положении, чем привыкшие к большей независимости инославные и даже иноверные общины. Премьер-министр С. Ю. Витте в марте 1905 г. представил Комитету министров составленную группой либеральных церковных политиков пространную записку «О современном положении православной Церкви», в которой резкой критике подвергались бюрократизация синодального правления и обер-прокурорский произвол. В записке была выдвинута мысль о созыве Собора и восстановлении Патриаршества (Витте С. Ю. Воспоминания: Царствование Николая II. Берлин, 1922. Т. 1. С. 327). Болезненно задетый этим документом обер-прокурор К. П. Победоносцев выступил с «Соображениями по вопросам о желательных преобразованиях в постановке у нас православной Церкви», в которых категорически отвергал целесообразность восстановления Патриаршества, утверждая, что Патриаршество противоречит «соборному началу в Церкви», а обер-прокурорский надзор является надежным гарантом коллегиальности и соборности (Кузнецов. С. 39–46). По ходатайству Победоносцева вопрос о проведении церковных реформ был изъят из ведения Особого совещания и переведен в Синод. После трех заседаний Синода, 15, 18 и 22.03.1905, имп. Николаю II между 22-м и 31 марта был подан доклад с предложением пересмотреть существующее государственное положение Церкви в России и учредить Патриаршество, а также созвать в Москве для обсуждения церковных преобразований Поместный Собор. 31 марта государь наложил на докладе резолюцию, которой признавалась необходимость созыва Собора, но по настоянию Победоносцева государь объявил неудобным созыв Собора «в настоящее тревожное время», однако дал разрешение на открытие Предсоборного Совещания. Указом Синода от 27.07.1905 епархиальным архиереям было поручено представить свои соображения о желательных церковных преобразованиях. Отзывы архиереев поступили к кон. 1905 г. и сразу же были напечатаны (см. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе). Резче всех о неканоничности синодального строя отозвался архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Решительное большинство архиереев высказалось за созыв Поместного Собора, но разногласия вызвал вопрос о составе Собора; одни настаивали на исключительно епископском его составе, другие предлагали призвать на Собор представителей клириков и мирян. В обсуждении ожидавшихся церковных преобразований приняло участие и белое духовенство. На имя митр. Антония была подана записка от лица петербургских священников, т. н. «группы 32-х» (см. Союз церковного обновления), составленная в духе расплывчатого церковного либерализма, с развязной критикой прошлого и настоящего положения Русской Церкви, с демагогическим лозунгом всестороннего обновления, с призывом к духовенству сосредоточить внимание на проблемах земной жизни, с требованием ввести в Церковь выборное начало на всех уровнях. «Группа 32-х» высказалась против единоличной власти Патриарха, которому отводилась роль только председателя Поместного Собора. Архиереи в «Отзывах» категорически отвергли домогательства церковных либералов. 17.12.1905 Николай II дал аудиенцию трем высшим иерархам: митрополитам С.-Петербургскому Антонию (Вадковскому), Московскому Владимиру (Богоявленскому), Киевскому Флавиану (Городецкому) — и обсудил с ними вопрос о созыве Собора. Через 10 дней состоялась вторая встреча, царь заверил митрополитов в том, что он считает неотложно необходимым проведение преобразований в структуре Церкви. 16.01.1906 государь утвердил состав Предсоборного Присутствия во главе с митр. Антонием. Предсоборное Присутствие заседало в Александро-Невской лавре с 8 марта по 15 дек. 1906 г. Главной темой совещаний была подготовка Поместного Собора. Участники заседаний единодушно высказались за восстановление Патриаршества и освобождение Церкви от обер-прокурорской опеки. Большинство поддержало предложение о многократном увеличении числа епархий. Обсуждались также вопросы благоустройства приходской жизни, состояния духовных школ. В основу работы Присутствия легли «Отзывы» архиереев. Но когда работа Предсоборного Присутствия завершилась и материалы его были предложены государю, 25.04.1907 он наложил резолюцию, в которой указывал на несвоевременность Собора.Через два дня после издания октябрьского манифеста о гражданских свободах и созыве (19.10.1905) Государственной Думы К. П. Победоносцев, не одобривший этого шага, вышел в отставку с поста обер-прокурора. Его преемником стал кн. А. Д. Оболенский (20.10.1905–4.04.1906), благожелательно относившийся к проекту Собора, но через полгода Оболенского сменил кн. А. А. Ширинский-Шихматов (26.04.1906–9.07.1906), продержавшийся в обер-прокурорском кресле всего два месяца. С июля 1906-го по 1909 г. обер-прокурором был П. П. Извольский (27.07.1906–5.02.1909), чиновник с либеральными воззрениями, неблагосклонно относившийся к православному духовенству. Оказавшись на закате жизни в эмиграции, он принял священство и скончался в 1928 г. в Брюсселе приходским настоятелем. С 5.02.1909 по 2.05.1911 обер-прокурором Синода был С. М. Лукьянов; он пытался поддерживать хорошие отношения с Думой, откуда раздавалась безосновательная критика в адрес Синода. 2.05.1911 государь назначил обер-прокурором многоопытного синодального чиновника В. К. Саблера, который с 1881 г. служил в канцелярии обер-прокурора и многие годы был ближайшим помощником К. П. Победоносцева, с изрядным административным талантом проводя его церковно-политический курс. В 1905 г. у него вышло разногласие с Победоносцевым по вопросу о созыве Собора: В. К. Саблер выступил тогда в поддержку иерархии, стремившейся к возрождению соборности. Поэтому назначение его обер-прокурором в церковных кругах принято было с удовлетворением. По инициативе нового обер-прокурора возобновилась подготовка Собора. Для этой цели 28.02.1912 указом императора было созвано Предсоборное Совещание под председательством архиеп. Финляндского Сергия (Страгородского). Видными деятелями Совещания были архиепископы Волынский Антоний (Храповицкий) и Холмский Евлогий (Георгиевский). На Совещании пересматривались материалы Присутствия 1906 г., из них тщательно удалялись идеи, носившие оттенок церковного либерализма. Работа Совещания была прервана начавшейся в июле 1914 г. мировой войной. Первые месяцы войны сопровождались патриотическим подъемом, когда, казалось, возродилось всенародное единение, спасавшее Отечество в пору грозных испытаний. Синод благословил русское воинство на брань с врагом. Во главе военного духовенства стоял протопр. армии и флота Георгий Шавельский. Сотни священников служили в действующей армии, совершали молебны и панихиды на полях сражений, духовно окормляли раненых и напутствовали умиравших в военных лазаретах. Тысячи монахинь и послушниц, рискуя жизнью, служили сестрами милосердия. Затянувшаяся война оказалась неимоверно тяжелой. Народные силы были перенапряжены. Углубились кризисные явления: в обществе росло взаимное несогласие и вражда. Со стороны либеральных кругов, и не только в печати, но и в Думе, раздались обвинения в адрес высочайшей власти в измене, в тайном сговоре с Германией. Приближалось крушение Российской империи и революционная смута, грозившая Церкви и народу большой бедой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: