Радикальные перемены в отношениях Церкви и государства

В юбилейном 1988-м году произошли радикальные изменения во взаимоотношениях Церкви с государством и обществом. Для понимания причин изменения партийной политики в сфере религии интерес представляет доклад Председателя Совета по делам религий Константина Михайловича Харчева для преподавателей Высшей партийной школы в марте 1988 года. Он дал следующую оценку состоянию религиозности в стране:

«В настоящее время в Советском Союзе тенденции к снижению религиозности нет. Каждый год производится миллион отпеваний, это 20-30% покойников, а отпевание, по моему мнению, наиболее достоверный показатель религиозности, так как при жизни человек врал из-за боязни потерять работу. 30% младенцев крестят. Раньше была практика: при крещении требовать паспорт. Это давало возможность партийным работникам находить крещёных по паспортным данным и административными методами воздействовать на верующих... Сейчас практику предъявления паспортов в церкви по нашей инициативе отменили».

Далее К.М. Харчев сказал: «Наибольших успехов в контроле над религией и в подавлении её инициативы мы достигли в среде священников и епископов Русской Православной Церкви. Сначала это радовало, а сейчас это грозит обернуться непредвиденными обстоятельствами. Несмотря на то что деятельность Русской Православной Церкви контролируется и ограничена и её инициатива не вызывает опасений (хотя, впрочем, даже у забитой дворняжки терпение небезгранично), беспокойство вызывает усиление других конфессий...

Раньше мы давили Русскую Православную Церковь и не сдерживали сектантов, так как боялись, что они уйдут в подполье и мы окончательно потеряем над ними контроль. Но ведь католики, протестанты, баптисты, евангелисты, адвентисты и многие другие имеют центры и органы управления вне досягаемости советской власти, и потому их бурный рост чреват непредсказуемыми последствиями».

В конце апреля 1988 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода с М. С. Горбачёвым. В состоявшейся беседе был обсуждён ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности Православной Церкви. Решение их открыло путь к общенациональному празднованию 1000-летия Крещения Руси. 26 мая 1988 года в Оружейной палате Кремля состоялась торжественная церемония передачи Церкви в лице её иерархов святынь, хранившихся в кремлёвских музеях.

Среди них были частицы Древа Креста Господня, камня Гроба Господня, десницы святого апостола Андрея Первозванного, главы святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святого равноапостольного князя Владимира, святых князей Александра Невского и Феодора Черниговского, святителя Московского Петра и других угодников. За несколько дней до начала юбилейных торжеств Церкви была возвращена часть Киево-Печерской лавры.

Уже с 1987 года, впервые с середины 50-х годов, стало возрастать количество приходов РПЦ. В некоторых из них начались катехизические занятия с верующими во внеслужебное время. Появились первые воскресные школы. Архипастыри и пастыри начали встречаться с общественностью в клубах, домах культуры, их приглашали в институты и школы.

Священнослужители получили доступ к средствам массовой информации - в печать, на радио и телевидение, они стали участвовать в публичных дискуссиях. Одной из самых заметных общественных личностей в Русской Церкви становится протоиерей Александр Мень (1935 – 1990). Он родился в Москве, в семье советской интеллигенции еврейского происхождения. Отец, студент политехнического института, а затем инженер -текстильщик, был равнодушен к вопросам веры. Мать, Елена, наоборот, была глубоко религиозным человеком. В сентябре 1935 года она вместе с полугодовалым сыном приняла крещение от архимандрита Серафима (Батюкова), священника Катакомбной православной церкви в Загорске (ныне Сергиев Посад).

Александр унаследовал глубокую религиозность матери. Уже в 12 лет он принимает решение стать священником. Будучи необычайно одарённым ребёнком, отличался тягой к знаниям, любил литературу, поэзию, музыку, живопись. Ещё в школьные годы Александр смог ознакомиться с трудами выдающихся русских религиозных философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, В.С. Соловьёва. Очень рано открылся в нем дар слова – устного и письменного.

Закончив школу, Александр Мень учился в Московском пушно-меховом институте, а после его закрытия в Иркутском сельско-хозяйственном, из которого был отчислен за религиозные убеждения перед началом выпускных экзаменов. Через месяц после отчисления был рукоположен в дьяконы, а в 1960 году, после окончания Ленинградской духовной семинарии, - в священники. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию. Служил в ряде подмосковных приходов, стойко перенося с семьёй лишения нищенской жизни в условиях хрущёвских гонений.

В 60- е годы отец Александр много пишет. Произведения его, которые невозможно было издать в Советском Союзе, публиковались за рубежом под различными псевдонимами. Наибольшую известность получили книга об Иисусе Христе «Сын Человеческий» (Брюссель, 1969 год), а также история религий в шести томах «В поисках пути, истины и жизни» (Брюссель, 1970-1983 годы). К середине 1980-х годов отец Александр стал самым известным христианским проповедником в стране. Своим духовным наставником его считали многие советские диссиденты, хотя он принципиально отказывался от любого участия в политической деятельности, считая своим долгом исключительно нести людям Слово Христово.

Отец Александр Мень стал одним из основателей возрождённого Российского библейского общества, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии». Он активно поддерживал благотворительную деятельность, стоял у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, ныне носящей его имя, других благотворительных проектов.

Во время частых публичных выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Утром 9-го сентября 1990 года, когда священник спешил в свой храм на службу, неизвестный преступник нанёс ему смертельный удар топором в затылок. Преступление так и осталось не раскрытым, хотя его брали под личный контроль и президент СССР Михаил Горбачев, и президент России Борис Ельцин.

Книги о. Александра Меня


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: