Архиерейский Собор. 30 и 31 января 1990 года

Заседал в Свято-Даниловом монастыре. Во вступительном слове Святейший Патриарх Пимен сказал: «Со всей остротой перед нами стоит вопрос о взаимоотношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине. С болью мы воспринимаем раскол, учинённый сторонниками так называемой Украинской Автокефальной Православной Церкви. Эти горестные события потребовали их срочного обсуждения на настоящем Соборе епископов Русской Православной Церкви. На Соборе мы предполагаем также обсудить некоторые вопросы дальнейшего церковного строительства».

Далее были заслушаны доклады митрополита Киевского Филарета «О положении в Русской Православной Церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны» и «О результатах переговоров между делегациями Русской Православной и Римо-католической Церквей по нормализации отношений православных и католиков восточного обряда в западных областях Украины», а также доклад архиепископа Смоленского Кирилла о проекте «Положения об экзархатах Московского Патриархата».

Собор подтвердил определение Священного Синода от 14 ноября 1989 года относительно бывшего епископа Иоанна (Боднарчука), заявил о полной неканоничности провозглашённой им Украинской Автокефальной Православной Церкви, а также призвал всех священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери Церкви.

По докладу председателя ОВЦС архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла архиерейский Собор принял «Положение о экзархатах», внеся его в качестве 12 раздела в «Устав об управлении Русской Православной Церковью». Были упразднены зарубежные экзархаты. Девять зарубежных епархий Русской Церкви отныне подчинялись непосредственно Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Экзархаты в Белоруссии и Украине получали бо́льшие права в самоуправлении, а также право именоваться Белорусской и Украинской Православными Церквами соответственно.

В определении Собора о ситуации на Западной Украине предлагался конструктивный подход к разрешению конфликта:

«Факты изгнания католиками восточного обряда православных из храмов с угрозой и применением физической силы и самовольного занятия этих храмов к настоящему времени нарушили нормальное течение жизни православных приходов на Западной Украине. Усилия православных разрешить конфликт на местном уровне ни к чему не привели. По договорённости с Ватиканом 12-17 января 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-католической и Русской Православной Церквей.

Делегации в духе братства и взаимного доверия откровенно рассмотрели проблему положения католиков восточного обряда на Западной Украине и последствия развития ситуации для православных. Были выработаны совместно «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине». Этот документ после одобрения его священноначалием обеих Церквей должен послужить основой для реальных шагов к нормализации церковной жизни на Западной Украине.

Архиерейский Собор подтверждает, что уния, возникшая 400 лет назад как попытка соединить православную и католическую Церкви, не привела к желаемой цели. Напротив, она породила новое разделение. Ориентированная на прозелитизм, уния служила отторжению православных от своей Церкви, вызывая этим отторжением боль и страдание людей. Хорошо известно, что страдали как православные, так и католики восточного обряда... Одновременно мы утверждаем, что католики восточного обряда (униаты), как и все верующие граждане нашей страны, должны иметь равные со всеми права, включая право на открытое и легальное исповедание своей веры. Богословское неприятие унии не означает неприятие людей или отсутствие терпимости к иным убеждениям.

Напротив, мы считаем, что католики восточного обряда могут и должны внести свой положительный вклад в развитие добрых отношений и в продвижение диалога между православными и католиками. Поэтому мы призываем их осознать свою ответственность за настоящее и будущее православно-католических отношений, немедленно прекратить акты насилия и захваты храмов, в которых молятся православные. Не бесчинство и силовое давление, а сотрудничество в духе взаимопонимания на основе достигнутых договоренностей и в рамках закона может быть фундаментом для решения существующих проблем...

Протестуя против незаконных действий местных органов власти во Львовской, Ивано- Франковской и Тернопольской областях и неэффективности мер областных уполномоченных Совета по делам религий в их деятельности по обеспечению законности, Собор обращается к правительствам Союза ССР и Украинской ССР с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учётом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договорённостям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью».

После архиерейского Собора на основании достигнутой ранее договорённости с Римо- католической Церковью начаты были четырёхсторонние переговоры об урегулировании конфликтной ситуации в Галиции. В этих переговорах участвовали по два представителя от Московской Патриархии, Украинского экзархата Русской Православной Церкви, Ватикана и униатской Церкви. Переговоры проходили во Львове с 8 по 13 марта 1990 года.

В ходе их была достигнута договорённость о том, что путём опроса населения с тайной подачей голосов в каждой местности (городе и селе) будет выявляться соотношение православных и униатов. Распределение храмов между конфессиями будет определяться результатами этих опросов. Религиозное большинство, при наличие нескольких храмов в городе или селе, получит больше храмов, при наличии двух храмов большинство получит храм больших размеров. В случае если храм один - оно получит его, но с обязательством помочь общине меньшинства устроить молитвенный дом или выстроить новый храм. Члены комиссии выезжали на места для выяснения там религиозной ситуации. Переговоры шли, казалось бы, успешно, но 13 марта униатский архиепископ Владимир Стернюк заявил, что он не согласен с действиями комиссии и прекращает участие в ней.

Через девять дней газета «Лениньска молодь» известила о том, что униатский епископ отказывается вести переговоры до тех пор, пока Русская Православная Церковь не признает за униатской Церковью прав юридического лица. Требование это было нелепо, потому что, во-первых, это дело не церковной, а государственной власти давать или не давать права юридического лица, а во-вторых, потому, что, как сказал тогда участвовавший в переговорах председатель ОВЦС митрополит Смоленский Кирилл: «Какое признание можно требовать от нас, если сама Русская Православная Церковь почти лишена права юридического лица?».

Было ясно, что требование признания прав юридического лица за греко-католической Церковью приведёт к притязаниям на передачу всех храмов, принадлежавших ей в 1939 году независимо от воли прихожан. Униаты настаивали на незаконности перехода этих храмов в юрисдикцию Московской Патриархии в 1946 году. В свою очередь, православная сторона ссылалась на то, что после Брестской унии 1596 года греко-католики незаконно захватывали храмы, принадлежавшие православной Церкви.

Массовые захваты православных храмов между тем продолжались при полной поддержке местных властей, состоявших после местных выборов из приверженцев сепаратизма. В трёх западноукраинских областях к лету 1990 в руках униатов оказалось большинство храмов. При этом, согласно результатам социологических исследований, проведённых Академией наук в марте-апреле, доля униатов составляла в Львовской области 28%, в Ивано-Франковской - 22%, а в Тернопольской - только 12%.

В июне 1990 года в Киеве состоялся «Собор Украинской автокефальной православной церкви», возобновившей свою деятельность в Украине в 1989 году. На нем «патриархом всея Украины» был провозглашен проживавший в Соединённых Штатах Америки 90-летний митрополит Мстислав (Скрыпник), возглавлявший УПЦ в США. Василий (Боднарчук), именовавший себя «архиепископом Львовским и Галицким» Иоанном, был объявлен «патриаршим местоблюстителем». К концу 1991 года 351 приход РПЦ в Западной Украине перешёл к сторонникам УАПЦ. Там же к этому времени было образовано 597 приходов Греко-Католической церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: