Поместный Собор 1990 года

В день кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 года, состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Через четыре дня Священный Синод вынес постановление о созыве Поместного Собора для избрания патриарха Московского и всея Руси. Была создана комиссия по подготовке Собора во главе с Местоблюстителем.

Синод также постановил провести епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от каждой епархии, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, в соответствии с Уставом об управлении Русской Православной Церкви 1988 года, являлись членами Поместного Собора по своему статусу.

6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, который принял программу Поместного Собора и избрал трёх кандидатов на патриарший престол. При выборах каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трёх человек. Тайным голосованием в первом туре кандидатами были избраны митрополиты Ленинградский Алексий (Ридигер), получивший 37 голосов и Ростовский Владимир (Сободан) - 34 голоса. Митрополиты Киевский Филарет и Крутицкий Ювеналий получили равное число голосов - по 25. По результатам второго тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.

Поместный Собор Русской Православной церкви 1990 года открылся 7 июня Божественной литургией в Троицком соборе лавры преподобного Сер­гия. В заседаниях участвовало 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян, в том числе 38 женщин, 39 представителей от монастырей и 8 де­легатов от духовных школ. 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви. В докладе Патриаршего местоблюстителя была представлена деятельность почившего патриарха Пимена. Особое внимание обращалось на ситуацию, сложившуюся в Церкви в западных областях Украины.

Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось из­брание патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную Архиерейским Собором:

- Помест­ный Собор утверждает список из трёх кандидатов, предлагаемых Архиерейским Со­бором для избрания из их числа патриарха;

- Поместный Собор вправе внести в этот список дополнительные имена;

- для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся ли­ца, получившие при открытом голосовании поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более половины голосов;

- Помест­ный Собор тайным голосованием избирает из числа утверждённых им кандидатов одного;

- избранным патриархом считается архиерей, набравший более 50% голосов;

- в случае, если ни один из кандидатов не наберёт более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.

По итогам голосований ни один из предложенных Поместным собором кандидатов не набрал необходимого количества голосов. Таким образом, в списке для голосования осталось три кандидата, выдвинутых Архиерейским Собором. Архиепископ Могилёвский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, но по примеру Поместного Собора 1917-1918 гг. избрать патриарха жребием. Председатель поддержал это предложение, но оно не было принято Собором.

После тайного голосования председатель счётной комиссии митрополит Сурожский Антоний (Блюм) объявил результаты. За митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия было подано 139 голосов, за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира - 107, за митрополита Киевского и Галицкого Филарета – 66. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира 143 члена Собора.

После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный патриарх ответил на обращённый к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня Освящённым Поместным Собором Православной Церкви патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю». Затем был составлен Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборная грамота, адресованная ему. Под тем и другим документом поставили подписи все архиереи - члены Поместного Собора.

Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер). Краткая биографическая справка: Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец Первосвятителя, Михаил Александрович (1902 - 1962), родился в Петербурге, в старинной дворянской православной семье немецко-прибалтийского происхождения. Получив гимназичес5кое образование в эмиграции, окончил в 1940 году Богословские е курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея. В течение 16 лет отец Михаил был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (1902 -1959), родилась в семье военного, впоследствии полковника Белой армии, расстрелянного большевиками.

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора. С 1944 по 1947 годы служил старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине.

В 1947 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.

15 июля 1957 года отца Алексия назначили настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года он был возведён в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединённого Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество.

14 августа 1961 года иеромонаха Алексия определили во епископа Таллинского и Эстонского с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведён в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года возведён в сан архиепископа. 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами пробыл до 20 июля 1986 года.

С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 7 мая 1965 года назначается председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви. Был освобождён от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года.

25 февраля 1968 года владыка Алексий возведён в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года он осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года удостоен права ношения второй панагии.

Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968 г.) и 60-летия (1978 г.) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора. С 23 декабря 1980 года являлся заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

25 мая 1983 года митрополит Алексий был назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приёму зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Ленинградскую кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

Вновь избранный Патриарх Алексий II в качестве председателя Поместного Собора открыл его заседание 8 июня 1990 года. С докладом о причислении клику святых протоиерея Иоанна Сергиева, выступил председатель сино­дальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По этому докладу Собор издал Деяние о прославлении святого праведного Иоанна Кронштадт­ского. День памяти 20 декабря/2 января.

Предметом долгих дискуссий стали проекты соборных определений и посланий, актуальные вопросы церковной жизни, в том числе правовой статус Церкви, её единство, раскол на Украине, взаимоотношения с Зарубежной Церковью. Принятые Поместным Собором определения включали:

- утверждение постановлений Архиерейских Соборов 1989 и 1990 гг. и синодальных решений предыдущего периода;

- поручение Комиссии Священного Синода по канонизации святых подготовить материалы к канонизации мучеников, пострадавших в годы гонений в XX веке;

- образование Красноярской и Саранской епархии;

- обращение особого внимания архипастырей, пастырей и мирян на необходимость возрождения христианской приходской общины, на организацию во всех приходах катехизического обучения взрослых и детей.

Поместный Собор признал необходимым дальнейшее развитие системы церковного обра­зования, в частности увеличение числа семинарий, открытие духовных училищ в каждой епархии, возобновление деятельности Киевской духовной академии, созданиеиконописных школ. Особо была подчёркнута крайняя нужда в изданиях СвященногоПисания, в богословской, религиозно-назидатель­ной, катехизической, житийной и церковно-исторической ли­тературе, в изданиях святоотеческих творений.

Оценивая взаимоотношения Русской Православной Церк­ви с Римско-Католической, Поместный Собор был вынужден констатировать, что они серьёзно омрачены униатской пробле­мой, обострившейся на западе Украины. При­знавая права униатских общин на легальное существование, Поместный Собор счёл недопустимыми насилие над право­славными клириками и мирянами, захваты православных хра­мов и выразил протест против действий местных властей Западной Украины по отношению к гражда­нам православного вероисповедания. Собор осудил действия раскольников - автокефалистов, нарушивших цер­ковный мир в Западной Украине.

Поместный Собор отметил случаи на­рушения церковной и канонической дисциплины со стороны мирян и духовенства в разных епархиях. Осуждались публичные выступления отдельных церковных или околоцерковных лю­дей, которые от лица Церкви высказывают мысли не только не разделяемые ей, но и сеющие рознь в православной пастве.

Поместный Собор выступил с заявлением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». В нем, в частности, говорилось: «Опубликованный проект закона представляет Уставным частям Церкви (приходам, монастырям, управлени­ям, центрам, духовным учебным заведениям) право юридиче­ского лица, но лишает такового права Церковь как целостную религиозную организацию. Это положение не только продолжает, но ещё более узаконивает дискриминационную в отно­шении Церкви позицию печальной памяти законодательства о культах 1929 г.».

10 июня в Богоявленском соборе Москвы со­стоялась интронизация новоизбранного Патриарха, которому за Божественной литургией сослужили Католикос-Патриарх Грузии Илия II, члены Священного Синода, представитель Ан­тиохийского Патриарха епископ Нифон и духовенство. Новоизбранный 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнёс Первосвятительское слово, в котором наметил программу предстоявшего ему патриаршего служения.

Через несколько дней после интронизации Святейший Патриарх Алексий II отправился в свой прежний кафедральный город, для того чтобы совершить там прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского. Торжество состоялось в Иоанновском монастыре на Карповке, где был погребён угодник Божий.

Вернувшись в Москву, 27 июня 1990 года Патриарх встретился с московским духовенством в Свято-Даниловом монастыре. В своём докладе он изложил конкретную программу преобразований в церковной жизни. В частности было сказано о том, что новый «Устав об управлении Русской Православной Церкви» позволяет возрождать соборность на всех уровнях церковной жизни. Начинать надо с прихода, где должны быть созданы воскресные школы. К преподаванию следует привлекать не только клириков, но и благочестивых мирян. Задачей прихода является также подготовка абитуриентов духовных семинарий. Особо ответственного отношения от священнослужителей требуют ставшие многочисленными крещения взрослых. Их необходимо готовить к принятию Таинства, проводить с ними катехизические беседы.

16-20 июля 1990 года под председательством Патриарха состоялось заседание Священного Синода. В отличие от прежних заседаний, на которых по преимуществу рассматривались вопросы, связанные с внешней церковной деятельностью, на этот раз в центре внимания стояли темы внутренней жизни Церкви. Священный Синод постановил назначить митрополитом Ленинградским и Ладожским и постоянным членом Синода архиепископа Куйбышевского Иоанна (Снычева).

При Патриархе Алексии II Священный Синод стал заседать значительно чаще, чем раньше: раз в месяц или в два. На заседании Синода, состоявшемся 29-31 января 1991 года, было принято решение об образовании двух новых отделов Московского Патриархата - по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и соци­альному служению.

Характерной чертой первосвятительского служения Свя­тейшего Патриарха Алексия II стали регулярные посещения епархий. За первый год свое­го патриаршества он посетил 15 епархий, При этом патриарх совершал богослужения не только в кафедральных соборах, но и в отдалённых приходах, во вновь открываемых монастырях. Он встречался с местным руководст­вом, с общественностью, посещал высшие и средние учебные заведения, воинские части, дома престарелых, тюрьмы, неся уте­шение страдающим людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: