Классификация предприятий общественного питания и гостиниц, их место и назначение в индустрии туризма

Гостиницы классифицируются по различным признакам. К числу основных из них относятся:

- функциональное назначение и обслуживаемый контингент,

-уровень комфорта и цен,

-размер предприятия;

-место расположения;

-время работы;

-обеспеченность услугами и др.

В соответствии с утвержденным положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения средства размещения делятся на следующие виды:

-гостиницы,

-мотели,

-молодежные гостиницы (хостелы);

-дома отдыха; пансионаты;

-гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.

По положению средства размещения – это предприятие различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся временным размещением туристов и имеющие не менее 5 номеров.

По уровню комфорта гостиницы России подразделяются на пять категорий: 1, 2, 3, 4 и 5, условно обозначаемых звездами. Мотели подразделяются на четыре категории: 1, 2, 3 и 4 звезды.

Классификация предприятий питания осуществляется по ряду признаков, наиболее важными среди которых являются такие как:

-характер производственно-торговой деятельности

(рестораны, кафе, бары, буфеты, закусочные, столовые)

-уровень обслуживания, обслуживаемый контингент,

(люкс(высший и первый))), которые определяются собственником в соответствии с имеющимися рекомендациями и подтверждаются органами по сертификации.

-ассортимент продукции (специализация),

-форма обслуживания,

-место расположения,

-время функционирования и другое.

Современные тенденции ресторанного бизнеса во многом неуловимы – этот вид деятельности развивается стремительно, меняется на глазах, «обрастает» уникальными особенностями. Но можно выделить несколько особенностей ресторанного рынка.

Так, современные тенденции развития ресторанного бизнеса ориентированы на создание:

  • маленьких ресторанчиков street food – это могут быть даже обычные автофургоны со столиками, расставленными вокруг: в них продается «быстрая» еда для тех, кто торопится.
  • демократичных заведений casual dining – особый формат, предполагающий быстрый и сытный обед в полноценном ресторанчике (особенно привлекателен для служащих и менеджеров среднего звена).

2. Экономический потенциал предприятий РГБ, его понятие, параметры и конкурентоспособность.

Поведение предприятия на рынке и его эффективность зависят от экономического потенциала предприятия.

В общем смысле экономический потенциал предприятия можно рассматривать как совокупность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. В процессе хозяйствования происходит формирование экономического потенциала предприятия, определяется его модель.

Модель экономического потенциала- это определенное соотношение между материальными, трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами. Количественные параметры этой модели у различных предприятий неодинаковые, что и определяет их успех и конкурентоспособность на рынке. Возможности экономического потенциала любого предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса определяются рядом условий:

- объемом и составом ресурсов и резервом предприятий, вовлеченных и не вовлеченных в производство и обслуживание;

- экстенсивными или интенсивными факторами наращивания объема производства и обслуживания;

- способность руководства предприятия организовать хозяйственный процесс, определять стратегию и тактику деятельности, соединять в единый творческий процесс труд и капитал предприятия.

Более конкретно возможности экономического потенциала предприятия зависят от объема и состава основных и оборотных фондов; численности занятых, их образовательных, квалификационных, психофизиологических и мотивационных характеристик; нематериальных ресурсов предприятий; инновационных способностей руководства и коллектива работников; финансовых и информационных возможностей и способностей.

Совокупность названных элементов определяет выбор стратегии и тактики поведения предприятия, его конкурентоспособность.

В общем смысле экономический потенциал предприятия можно рассматривать как совокупность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. В процессе хозяйствования происходит формирование экономического потенциала предприятия, определяется его модель.

Модель экономического потенциала- это определенное соотношение между материальными, трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами. Количественные параметры этой модели у различных предприятий неодинаковые, что и определяет их успех и конкурентоспособность на рынке. Возможности экономического потенциала любого предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса определяются рядом условий:

- объемом и составом ресурсов и резервом предприятий, вовлеченных и не вовлеченных в производство и обслуживание;

- экстенсивными или интенсивными факторами наращивания объема производства и обслуживания;

- способность руководства предприятия организовать хозяйственный процесс, определять стратегию и тактику деятельности, соединять в единый творческий процесс труд и капитал предприятия.

Более конкретно возможности экономического потенциала предприятия зависят от

-объема и состава основных и оборотных фондов;

- численности занятых, их образовательных,

-квалификационных, психофизиологических и мотивационных характеристик;

- нематериальных ресурсов предприятий;

-инновационных способностей руководства и коллектива работников;

-финансовых и информационных возможностей и способностей.

Совокупность названных элементов определяет выбор стратегии и тактики поведения предприятия, его конкурентоспособность.

Оценка конкурентоспособности экономического потенциала основывается на системе экономических и социальных стандартов конкурентоспособности.

К числу экономических стандартов конкурентоспособности могут быть отнесены:

-уровень рентабельности,

-уровень производительности труда,

-фондоотдача,

-оборачиваемость оборотных средств и многие другие, характеризующие

-доходность предприятия и эффективность использования ресурсов, качество и цену производимой продукции и услуги

В качестве социальных стандартов конкурентоспособности, характеризующих социальную направленность и социальную оценку деятельности предприятия, могут выступать:

- потребительная оценка значимости предприятия, направлений его деятельности;

- оценка конкурентами деловой активности предприятия;

- внутренняя оценка предприятия его работниками и руководством;

- зарубежная оценка деятельности предприятия.

Сумма названных показателей характеризует уровень социальной конкурентоспособности потенциала предприятия.

Социальные стандарты конкурентоспособности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма относительно равнозначны, т.е. могут в равной степени применяться к оценки социальной значимости всех предприятий сферы обслуживания. Экономические стандарты экономического потенциала предприятия могут отличаться по предприятиям сферы обслуживания при общности отдельных показателей, таких, например, как рентабельность оборота или капитала, доход на одного работника или оборот (выручка) на одного работника предприятия, цена продукции или услуги, их качество.

Сравнение индивидуальных показателей экономической и социальной конкурентоспособности предприятия с соответствующими стандартами, сложившимися на рынке, позволяют оценить конкурентоспособность экономического потенциала предприятия в ресторанно-гостиничном бизнесе.

3. Имущество предприятий РГБ, его состав, значение и источники формирования. Роль имущества в обеспечении финансовой устойчивости предприятия. Нематериальные активы предприятия: понятие, состав и значение.

Обобщенное понятие имущества предприятия – это то, чем оно владеет: основной капитал и оборотный капитал, выраженное в денежной форме и отраженное в самостоятельном балансе предприятия.

Информация об активах предприятия и его финансовые ресурсы рассматривается в двух аспектах – бухгалтерском и управленческом. Бухгалтерский аспект показывает баланс активов предприятия и его финансовых ресурсов, а управленческий – их форму (производительную, товарную, расчетно-денежную) и роль в предпринимательской деятельности. Оценка конкурентоспособности предприятия осуществляется по минимальным объемам расходования активов в процессе хозяйственной деятельности на единицу готовой продукции и минимальным остатком постоянно закрепленных активов на балансе предприятия, которые обеспечивают максимальные объемы объектов предпринимательской деятельности.

В составе имущества предприятия можно выделить денежные средства и реальное имущество. Денежные средства путем инвестирования превращаются в вещественные формы имущества и наоборот, в процессе продажи вещи создают денежную форму имущества. Изменение величины имущества предприятия осуществляется за счет самофинансирования и путем привлечения заемных средств.

Классификацию имущества предприятия можно провести по различным основаниям, выделив:

1. движимое и недвижимое имущество;

2. имущество, участвующее в производственной деятельности, и непроизводственного назначения. Помимо экономического значения, данная классификация учитывается при решении вопроса о начислении амортизационных отчислений по основным средствам, погашении стоимости нематериальных активов;

3. по виду оборото способности выделяют имущество, изъятое из оборота, ограниченно оборото способное, и то, которое может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому;

4. основные, оборотные средства – в зависимости от участи в производственном процессе, порядка перенесения их стоимости на стоимость выпускаемой продукции по частям или в одном производственном цикле, длительности использования, ценности объектов;

5. материальные (основные и оборотные средства) и нематериальные активы. Отличительным признаком является материальное содержание первых и невещественная форма последних. У основных средств и нематериальных активов есть и общие признаки, например, возможность длительного использования, наличие определенной стоимости и способности приносить доход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: