Финансовое состояние предприятия — это характеристика его финансовой состоятельности и конкурентоспособности, эффективности использования финансовых ресурсов, гарантия выполнения обязательств перед государством и партнерами, т.е. отражение всех сторон ее предпринимательской деятельности.
Источники информации для анализа фин состояния — бух баланс и приложения к нему, данные статистической и оперативной отчетности.
Фин состояние компании можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критериями оценки являются ликвидность и платежеспособность фирмы, т.е. ее способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков и подписчиков, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. С позиций долгосрочной перспективы финансовое состояние компании характеризуется структурой источников средств, степенью ее зависимости от внешних источников и кредиторов.
В общем виде последовательность проведения анализа финансового состояния предприятия может быть следующей:
|
|
1) Финансовая устойчивость:
- реальный собственный капитал;
- состояние финансовой устойчивости;
- коэффициенты финансовой устойчивости.
2) Показатели платежеспособности:
- ликвидность предприятия.
3) Показатели доходности:
- прибыль;
- рентабельность.
Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.
Коэффициент автономии характеризует степень финансовой независимости предприятия, соизмеряет собственный и заемный капитал организации.
Коэффициент Собственный капитал.
автономии Валюта баланса (общие пассивы)
Для финансово устойчивого предприятия коэффициент автономии должен быть больше единицы.
Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение собственных и заемных средств предприятия:
Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств определяет, сколько заемных средств фирма привлекает на 1 руб. собственного капитала.
Коэффициент соотношения = Заемный капитал.
собственных и заёмных средств Собственный капитал
Коэффициент маневренности показывает, сколько приходится собственных оборотных средств на 1 руб. собственного капитала (какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную часть активов).
Коэффициент маневренности = Собственные оборотные средства
Собственный капитал
Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала.
|
|
Доля собственных источников = Собственные оборотные средства
финансирования текущих активов Текущие активы
Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования показывает, какая часть запасов и затрат финансируется за счет собственных источников.
Коэффициент обеспеченности = Собственные оборотные средства
запасов собст.источ.финансиров. Стоимость запасов и затрат
Задача анализа ликвидности и платежеспособности предприятия – оценить кредитоспособность предприятия, т.е. его способность выполнять свои обязательства. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, т.е. средств, которые могут быть использованы для погашения долгов.
Ликвидность какого-либо актива обусловлена способностью его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности — продолжительностью периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Ликвидность подразумевает наличие у предприятия оборотных средств, теоретически достаточных для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения.
Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.
Ликвидность предприятия можно оперативно оценить, используя коэффициенты ликвидности.
Коэффициент общей ликвидности:
К
Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
Коэффициент быстрой ликвидности К . Расчет этого показателя связан с тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственно источником выплаты текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели лишь после реализации.
Дебиторская задолженность (платежи по кот.ожид. в теч. 12 мес.) +
К = + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства.
Краткосрочные обязательства
Коэффициент абсолютной ликвидности К концентрирует внимание на проблеме превышения запасов в немедленные наличные деньги. Из общей структуры оборотных средств наибольшей ликвидностью обладают денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги, приравненные к денежным средствам.
Он рассчитывается следующим образом:
К = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения
Краткосрочные обязательства
Показатели доходности:
1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:
рентаб продаж=чист пр /объем продаж
2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:
рентаб собств кап=чист пр/СК
3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:
рентаб обор активов=читс пр/обор активы
4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:
|
|
рентаб внеоб активов=чист р/внеоб акт
5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:
рент инвесрт=чист пр/СК+долгоср обяз-ва
Оборот предприятий РГБ - основной функциональный показатель производственно-коммерческой деятельности, его сущность, состав и значение в рыночных условиях. Состояние товарооборота предприятий общественного питания и оборота гостиниц. Факторы, влияющие на оборот предприятий РГБ.
Оборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж услуг РГБ. Розничный оборот представляет собой стадию движения потребительских услуг РГБ из сферы обращения в потребление путем их обмена на денежные доходы.
Оборот предприятия РГБ состоит из трех основных частей:
- оборот услуг размещения;
- реализации продукции собственного производства;
- продажи покупных товаров.
Оборот услуг размещения состоит в продаже номеров на время проживания в них и продаже услуг питания. К продукции питания собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке. Она включает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.
Продукция собственного производства по степени готовности подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной доработки.
В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную и прочую продукцию.
Обеденная продукция - это блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо - порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего полную или частичную тепловую или первичную обработку, и готовая к потреблению. Все блюда в зависимости от назначения подразделяются на первые, вторые, третьи, горячие и холодные закуски.
|
|
В состав розничного оборота предприятия РГБ входят:
- продажа за наличный расчет услуг размещения, готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, включая отпуск обедов на дом, а также через магазины, отделы кулинарии, палатки, киоски, развозную, разносную и другую торговую сеть, принадлежащую данному предприятию общественного питания;
- продажа по безналичному расчету услуг размещения, готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки юридическим лицам социального назначения и их обособленным подразделениям;
- продажа горячего питания работающим с последующим удержанием его стоимости из заработной платы;
- продажа цветов, сувениров и других непродовольственных товаров.
Роль и значение оборота как эк-го показателя в след:
- оборот является объемным показателем, характ-м масштабы деятельности предпр РГБ;
- по удельному весу оборота предприятия в обороте региона, отрасли можно судить о доле предприятия на рынке;
- оборот в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
- по отношению к обороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).
На объем оборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера, которые можно сгруппировать следующим образом. Первая группа факторов - обеспеченность товарными ресурсами, их правильное использование. Вторая - обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования. Третья группа факторов - состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.
При обосновании и анализе оборота учитывают факторы повышения его объема. Важнейшими из них являются:
- изучение спроса потребителей;
- расширение и обновление ассортимента услуг;
- проведение рекламных мероприятий;
- проведение маркетинговых исследований;
- увеличение продажи продукции собственного производства;
- организация дополнительных мест для обслуживания посетителей в летний период;
- полная и ритмичная обеспеченность сырьем, товарами;
- динамика запасов сырья и товаров;
- увеличение пропускной способности номерного фонда и обеденных залов за счет прогрессивных форм обслуживания, совершенствования режима работы;
- обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами, повышение квалификации работников;
- обеспеченность оборудованием и эффективное его использование;
- повышение культуры обслуживания;
- внедрение новых технологий приготовления продукции общественного питания;
- внедрение индустриальных методов производства полуфабрикатов и повышение степени обеспеченности ими предприятий общественного питания и др.