Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия РГБ: понятие, система показателей: методика их расчета

Финансовое состояние предприятия — это характеристика его фи­нансовой состоятельности и конкурентоспособности, эффективно­сти использования финансовых ресурсов, гарантия вы­полнения обязательств перед государством и партнерами, т.е. отра­жение всех сторон ее предпринимательской деятельности.

Источники информации для анализа фин состояния — бух баланс и приложения к нему, дан­ные статистической и оперативной отчетности.

Фин состояние компании можно оценивать с точки зре­ния краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае кри­териями оценки являются ликвидность и платежеспособность фир­мы, т.е. ее способность вовремя удовлетворять платежные требова­ния поставщиков и подписчиков, возвращать кредиты, произво­дить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. С позиций долгосрочной перспективы финансовое состояние компании харак­теризуется структурой источников средств, степенью ее зависимос­ти от внешних источников и кредиторов.

В общем виде последовательность проведения анализа финансо­вого состояния предприятия может быть следующей:

1) Финансовая устойчивость:

- реальный собственный капитал;

- состояние финансовой устойчивости;

- коэффициенты финансовой устойчивости.

2) Показатели платежеспособности:

- ликвидность предприятия.

3) Показатели доходности:

- прибыль;

- рентабельность.

Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.

Коэффициент автономии характеризует степень финансо­вой независимости предприятия, соизмеряет собственный и заемный капитал организации.

Коэффициент Собственный капитал.

автономии Валюта баланса (общие пассивы)

Для финансово устойчивого предприятия коэффициент автономии должен быть больше единицы.

Коэффициент финансовой устойчивости представляет со­бой соотношение собственных и заемных средств предприятия:

Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств определяет, сколько заемных средств фирма привлекает на 1 руб. собственного капитала.

Коэффициент соотношения = Заемный капитал.

собственных и заёмных средств Собственный капитал

Коэффициент маневренности показывает, сколько приходится собственных оборотных средств на 1 руб. собственного капитала (какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную часть активов).

Коэффициент маневренности = Собственные оборотные средства

Собственный капитал

Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала.

Доля собственных источников = Собственные оборотные средства

финансирования текущих активов Текущие активы

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования показывает, какая часть запасов и затрат финансирует­ся за счет собственных источников.

Коэффициент обеспеченности = Собственные оборотные средства

запасов собст.источ.финансиров. Стоимость запасов и затрат

Задача анализа ликвидности и платежеспособности предприя­тия – оценить кредитоспособность предприятия, т.е. его способ­ность выполнять свои обязательства. Она определяется соотноше­нием величины задолженности и ликвидных средств, т.е. средств, которые могут быть использованы для погашения долгов.

Ликвидность какого-либо актива обусловлена способностью его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности — продолжительностью периода, в течение которого эта трансформа­ция может быть осуществлена. Ликвидность подразумевает наличие у предприятия оборотных средств, теоретически достаточных для по­гашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сро­ков погашения.

Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по акти­ву, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательства­ми по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Ликвидность предприятия можно оперативно оценить, исполь­зуя коэффициенты ликвидности.

Коэффициент общей ликвидности:

К

Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент быстрой ликвидности К . Расчет этого показателя связан с тем, что ликвидность отдельных категорий обо­ротных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственно источником выплаты текущих обяза­тельств, то запасы могут быть использованы для этой цели лишь после реализации.

Дебиторская задолженность (платежи по кот.ожид. в теч. 12 мес.) +

К = + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства.

Краткосрочные обязательства

Коэффициент абсолютной ликвидности К концентрирует внимание на проблеме превышения запасов в немедленные наличные деньги. Из общей структуры оборотных средств наибольшей ликвиднос­тью обладают денежные средства и быстрореализуемые ценные бу­маги, приравненные к денежным средствам.

Он рассчитывается следующим образом:

К = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения

Краткосрочные обязательства

Показатели доходности:

1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:

рентаб продаж=чист пр /объем продаж

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:

рентаб собств кап=чист пр/СК

3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:

рентаб обор активов=читс пр/обор активы

4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:

рентаб внеоб активов=чист р/внеоб акт

5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:

рент инвесрт=чист пр/СК+долгоср обяз-ва

Оборот предприятий РГБ - основной функциональный показатель производственно-коммерческой деятельности, его сущность, состав и значение в рыночных условиях. Состояние товарооборота предприятий общественного питания и оборота гостиниц. Факторы, влияющие на оборот предприятий РГБ.

Оборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж услуг РГБ. Розничный оборот представляет собой стадию движения потребительских услуг РГБ из сферы обращения в потребление путем их обмена на денежные доходы.

Оборот предприятия РГБ состоит из трех основных частей:

- оборот услуг размещения;

- реализации продукции собственного производства;

- продажи покупных товаров.

Оборот услуг размещения состоит в продаже номеров на время проживания в них и продаже услуг питания. К продукции питания собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях пи­тания либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке. Она вклю­чает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кон­дитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.

Продукция собственного производства по степени готовнос­ти подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия и по­луфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной до­работки.

В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразде­лить на обеденную и прочую продукцию.

Обеденная продукция - это блюда, реализуемые и потребляе­мые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо - порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего пол­ную или частичную тепловую или первичную обработку, и гото­вая к потреблению. Все блюда в зависимости от назначения под­разделяются на первые, вторые, третьи, горячие и холодные закус­ки.

В состав розничного оборота предприятия РГБ входят:

- продажа за наличный расчет услуг размещения, готовых изделий и полуфабрика­тов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных, конди­терских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, включая отпуск обедов на дом, а также через магазины, отделы кулинарии, палатки, киоски, развозную, разносную и другую торговую сеть, принадлежащую данному предприятию общественного питания;

- продажа по безналичному расчету услуг размещения, готовых изделий и полуфаб­рикатов собственной выработки юридическим лицам социального назначения и их обособленным подразделениям;

- продажа горячего питания работающим с последующим удер­жанием его стоимости из заработной платы;

- продажа цветов, сувениров и других непродовольственных то­варов.

Роль и значение оборота как эк-го показате­ля в след:

- оборот является объемным показателем, характ-м масштабы деятельности предпр РГБ;

- по удельному весу оборота предприятия в обороте региона, отрасли можно судить о доле предприятия на рынке;

- оборот в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;

- по отношению к обороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятель­ности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уро­вень издержек и др.).

На объем оборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера, которые можно сгруппировать следующим образом. Первая группа факторов - обеспеченность товарными ресурсами, их правильное использование. Вторая - обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования. Третья группа факторов - состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.

При обосновании и анализе оборота учитывают факто­ры повышения его объема. Важнейшими из них являются:

- изучение спроса потребителей;

- расширение и обновление ассортимента услуг;

- проведение рекламных мероприятий;

- проведение маркетинговых исследований;

- увеличение продажи продукции собственного производства;

- организация дополнительных мест для обслуживания посети­телей в летний период;

- полная и ритмичная обеспеченность сырьем, товарами;

- динамика запасов сырья и товаров;

- увеличение пропускной способности номерного фонда и обеденных залов за счет прогрессивных форм обслуживания, совершенствования режима работы;

- обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами, повышение квалификации работников;

- обеспеченность оборудованием и эффективное его использо­вание;

- повышение культуры обслуживания;

- внедрение новых технологий приготовления продукции об­щественного питания;

- внедрение индустриальных методов производства полуфабри­катов и повышение степени обеспеченности ими предприятий об­щественного питания и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: