Цена – это сложная экономическая категория, которая характеризует экономические отношения между продавцом товара и его покупателем по поводу стоимости товара. Поэтому цена может определяться как количество денег, запрашиваемых за продукт или услугу. Цена должна удовлетворить интересы продавца и покупателя товара или услуги, т.е. она обозначает то количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить тот или иной товар или услугу. Поэтому цена имеет две границы - верхнюю и нижнюю или максимальную и минимальную. Максимальная граница определяется спросом, а минимальная издержками предприятия.
Цена м. обесп-ть лидерство пр-ия на рынке по пок-лю «доля на рынке».
Осн. функциями цены являются:
- учетная или измерительная;
- распределительная;
- стимулирующая.
Учетная функция означает, что цена должна отражать затраты предприятия на производство продукции и услуги. С помощью данной функции цены производится оценка результатов хозяйственной деятельности, измеряется объем производимой продукции или услуги, издержки производства и обращения, доход и прибыль предприятия.
|
|
Распределительная функция цены обеспечивает перераспред-е продукта, дохода и прибыли между предприятиями и гос-ом, между предприятиями, между пр-ми и коллективом его работников, внутри самого предприятия для целей накопления, формирования финансовых ресурсов, резервного фонда и т.д.
Стимулирующая функция цены призвана обеспечивать заинтересованность пр-ия в росте объема производства и реализации товаров и услуг, в повышении кач-ва прод-ии, в снижении с/с продукции и услуг, в росте производит-ти труда и прибыльности предприятия.