Прибыль предприятий РГБ: понятие, функции, значение и направления использования

Прибыль предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма по своей экономической природе представляет собой форму прибавочного продукта или чистого дохода, созданного на предприятиях материального производства, относящихся к сфере услуг. Источником прибыли выступает прибавочный труд, а ее материальной основой - прибавочный продукт.

Прибыль как экономический показатель это стоимостный показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности предприятия как итог превышения доходов над расходами предприятия.

Прибыль для предприятия выступает как экономическая база их существования и развития, а через всевозможные отчисления от прибыли в бюджет и другие фонды и как экономическая основа развития государства.

В инвестиционном аспекте прибыль является основным источником формирования финансовых ресурсов предприятия, в т.ч. прироста основных и оборотных фондов, обеспечивающих развитие предприятия. Наряду с этим прибыль обеспечивает решение социальных проблем и нужд предприятия.

И, наконец, прибыль в относительном выражении – это один из главных обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.

Сущность прибыли раскрывается в ее функциях. Основными функциями прибыли являются:

Стимулирующая функция -прибыль выступает как главный стимул развития предприятия, увеличения объема производства и реализации продукции и услуг, снижения затрат, рационального расходования всех ресурсов.

Распределительная функция -прибыль используется как инструмент распределения созданного дохода между предприятием и государством, между предприятиями, взаимосвязанными в процессе выполнения функций, а также между предприятием и коллективом его работников.

Оценочная функция -прибыль выступает в качестве одного из обобщающих показателей оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, их конкурентоспособности.

Прибыль предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма в общем смысле представляет собой превышение доходов над расходами, которые отражают различные аспекты деятельности предприятия.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету прибыль всех предприятий, в т.ч. предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма выступает в следующих видах: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

Расчет прибыли всех видов осуществляется в настоящее время в соответствии с бухгалтерской формой отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение к балансу) следующим образом:

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и обязательных аналогичных платежей для предприятий, с которых они взимаются)

себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

=

Валовая прибыль

Валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы = прибыль (убыток) от продаж

Прибыль (убыток) от продаж + операционные доходы – операционные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы = прибыль (убыток) до налогообложения.

Из прибыли до налогообложения вычитаются: налог на имущество (в размере 2,2 % от стоимости имущества, находящегося на балансе предприятия), налог на рекламу, доходы по видам деятельности, освобожденной от налогообложения.

Из оставшейся суммы прибыли вычитается текущий налог на прибыль и рассчитывается, таким образом, чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Чистая прибыль, полученная на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса распределяется по разным направлениям. Пропорции распределения прибыли определяются экономическими нормативами, установленными государством и предприятием самостоятельно.

При установлении нормативов распределения прибыли исходят из необходимости соблюдения следующих принципов:

-выполнение обязательств перед государственным бюджетом и бюджетами других уровней;

-накопление собственного капитала для развития предприятия;

-обеспечение материальной заинтересованности работников в увеличении прибыли предприятия;

-формирования в необходимых размерах резервного фонда для нужд предприятия.

В соответствии с данными принципами прибыль распределяется по следующим направлениям:

-отчисления в резервный фонд предприятия. Средства этого фонда используются для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, и других непредвиденных расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений от чистой прибыли до достижения им размера установленного предприятием.

- отчисления в фонд накопления. Средства этого фонда используются на прирост основных и оборотных фондов, выступают в качестве источников дополнительных капитальных вложений, направляемых на строительство предприятия, освоение нового вида продукта, приобретение пакета «ноу-хау», новых информационных технологий, линий связей и т.д.

- отчисления в фонд потребления, из которого формируются средства фонда материального поощрения и фонда социально-культурного развития, создаваемых по решению предприятия и отраженных в учредительных документах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: