Педагогические взгляды И.И.Бецкого на воспитание малолетних детей. Воспитание «новой породы людей» - утопия или возможная реальность?

Иван Иванович Бецкой (1704—1795 гг.), побочный сын князя Трубецкого, родился в Стокгольме и там же получил свое первое образование.

3 февраля 1704 г. родился И. И. Бецкой. О воспитании молодого Бецкого мы ничего не знаем. Двенадцати лет мы находим его в Копенгагене в кадетском корпусе. (в 1721 г.) приехал к отцу, хорошо воспитанный и знающий многие языки и науки. В 1742 г. императрица Елизавета Петровна обратила внимание на Бецкого и пожаловала его камергером бригадирского чина. Впрочем, как видно, он не нес ника­кой особенной службы, и в 1747 г. совсем подал в отставку, ссылаясь на расстроенное здоровье.

Екатерина поняла Бецкого, оце­нила его изящный вкус и вверила его заботам канцелярию строе­ний и садов и Академию художеств. В то же время, сделав его своим чтецом и разделяя его стремления и взгляды, она угадала, какую сферу деятельности следует отдать Бецкому и куда напра­вить его знания, опытность и таланты: она вверила ему заботы о народном воспитании. Бецкой с жаром принялся за это новое де­ло и остановился на смелой и поэтической мысли — создать че­рез воспитание идеальное общество. Екатерина II во многом ему сочувствовала.

В 1763 г. Екатерина II назначила Бецкого президентом Ака­демии художеств и директором кадетского корпуса и поручила ему устроить при них воспитательные заведения по образцу европейских. В результате Бецкой составил известный «Доклад Императрице о воспитании юношества обоего пола» и «Проект, или План воспитательного дома в Москве». В 1764 г. при Вос­кресенском (Смольном) монастыре было основано общество для благородных девиц, а в 1765 г. — такое же общество для девиц мещанского сословия. При Академии художеств в 1764 г. учреж­дено воспитательное училище для мещан, а в 1766 г. такое же училище было открыто при кадетском корпусе. В Москве откры­лись Екатерининское (1764 г.) и коммерческое (1772 г.) училища, воспитательный дом для «приносных» детей (1763 г.), такой же доме был открыт и в Петербурге (1770 г.).

Несомненно, во всех своих педагогических планах и предначертаниях Бецкой находился под влиянием западных писателей и педагогов, особенно школы филантропов. И после долгих размышлений он решил перенести их воззрения на русскую почву: составить из малолетних детей особенный мир, устранив от них всякое влияние семьи и общества, воспитать их по известным правилам, образовать, так сказать, новую породу отцов и матерей.

Важнейшим результатом деятельности Бецкого было учреждение воспитательных домой в Москве и Петербурге, в пользу которых он сам делал огромные пожертвования. За свои труды он получал чины и ордена, а в 1773 г. ему вручили специально для него выбитую золотую медаль с надписью «За любовь к отечест­ву. От Сената. 20-го ноября 1772 года».Скончался И. И. Бецкой 31 августа 1795 г.

Система Бецкого, обещавшая много в теории, на практике оказалась мало полезной по многим причинам. «Дети, в самом нежном возрасте оторванные от семейств не могут развить в себе святых чувств семейной любви к родителям и своим кровным родным, делаются холодными, сухими по сердцу. Не соприкасаясь нисколько с обществом, они остаются в неведении всех общественных условий, а потому приобретают и нередко гибельный для себя взгляд на свои отношения к обществу. Умные и любящие воспитатели, которыми думал заменить Бецкой семейство, даже при лучших качествах ума и сердца и при полной любви к детям, все же не то, что родители: любовь их, не истекая из кровных отношений, холодна и не способна согревать нежные сердца детей».

Кроме того, Бецкой больше всего заботился о развитии нрав­ственности человека, призывая воспитывать в нем кроткий нрав и нежное сердце, забывая при этом, что ему придется жить в обще­стве, где процветают грубость и невежество. Такому человеку придется вступить в борьбу с предрассудками, если не пожелает подчиниться им, а для этой-то борьбы воспитание Бецкого и не давало необходимых средств.

В речи, произнесенной в Императорской Академии худо­жеств 14 января 1769 г. Бецкой говорит о том, что воспитание есть дар «первейший, самый существенный и самый дрожайший» и что самое важное воспитать честного человека.

Те же начала просматриваются и в «Плане воспитательного дома для приносных младенцев». Цель воспитательного дома в том, чтобы готовить людей, «способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах». Бецкой отстаивал мысль о том, что надобно и девочек учить тому же, что и мальчиков.

В 1766 г. Бецкой издал «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от их рождения до юношества», в котором поднимал вопросы физического воспитания детей от рождения до 16 лет. Он писал о кормилицах, о детской одежде, о пище, о чувствах, о сне, о телодвижениях, о сохранении здоровья, о спокойствии духа, об учении, о наказании, о чистоте и пр.

Чем кормить, сколько спать, физическое здоровье и обучение.прививки и следить за здоровьем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: