Иван Алексеевич Сикорский (1842- 1919)

видный отечественный психолог, психиатр и педагог, доктор медицины; первым среди российских ученых провел эксперименты в области педагогической психологии. Он исследовал взаимодействие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, обосновал необходимость тесного сочетания умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Наиболее благоприятными для нравственного воспитания И. А. Сикорский считал годы юности. Это время проявления интеллектуальной, эмоциональной и волевой зрелости, период выбора жизненного пути. Ученый был убежден, что именно в эту пору важно целесообразно совершенствовать духовно-нравственные силы

Умственное и нравственное развитие юного человека И. А. Сикорский связывал с приспособлением его к окружающим условиям в самом широком смысле этого слова. Пластичность нервно-психической организации организма необыкновенно велика в младенческом и детском возрастах, когда характер внешних воздействий весьма серьезно сказывается на развитии ребенка. Ошибки в воспитании оказывают тем более гибельное влияние, чем моложе возраст. В этой связи И. А. Сикорский обращал особое внимание учителей, родителей на то обстоятельство, что все поступки и действия человека вытекают из трех источников: аффектов (или страстей), инстинктов (побуждений), сознания (разума). Стремление подчинить свои страсти, чувства и инстинкты воле и разуму можно заметить у ребенка раньше, чем попытку ходить. Однако нравственное развитие в конечном счете есть активизация высших чувств и высшего душевного состояния. Поэтому такого уровня развитие не может осуществляться в полной мере в раннюю пору детства. На человека определенное воздействие оказывает его национальная принадлежность, соответствующие ей культура, уклад. И. А. Сикорский предпринял попытку выявить и проанализировать специфические черты русского народного характера. Так, в своем выступлении на тему "Черты из психологии славян" на заседании Славянского благотворительного общества весной 1895 г. он утверждал, что вековая привычка к напряженной физической и нравственной работе вкупе с пережитыми тяжелыми историческими судьбами придавали славянам особый стиль поведения, который ныне уже составляет прочную унаследованную особенность народного характера. Самыми типическими чертами русского характера он считал скорбь, терпение и величие духа среди несчастий. С психологической точки, это влечет за собой напряжение воли, направленное на подавление физического или нравственного страдания. Стоическая покорность судьбе и готовность вынести все тяготы и лишения составляют характеристический облик русского терпения.

Закалка характера должна составлять одну из самых важных сторон воспитания в раннем детстве. Ум и чувства бессильны удержать человека от дурных поступков, если воля его слабо развита. Поэтому "в ряду душевных способностей воле, по справедливости, должно быть отведено первое место; она составляет заключительную, можно сказать, главнейшую сторону душевной жизни и является истинной основой характера. Значение человека измеряется тем, что он осуществил, но не тем, о чем он думал. Гениальные люди обыкновенно успевают исполнить программу своей жизни; обыкновенные люди имеют много добрых намерений, но немногие из них осуществляют по причине недостаточного развития воли. Таким образом, воспитание воли должно составлять одну из важнейших задач воспитания человека" [1, с. 83 - 84].

Современную школу И. А. Сикорский критиковал за отсутствие внимания к развитию у учащихся воли: "без надлежащего развития воли нет деятельности, нет плана - человек топчется на одной точке, и вместо бодрой жизни в его душе наступает царство нытия и вздохов от сознания своего бессилия - того рокового бессилия в борьбе со злом, которое столь нередко приводит человека к самоубийству" [1, с. 21].

Рассматривая эффективные пути воспитания воли, И. А. Сикорский высказал интересные мысли о капризах детей. По его мнению, в уединении ребенок не проявляет капризов по отношению к вещам или животным, но любит капризничать в присутствии старших. "Когда ребенок капризничает, - рассуждал он, - то в этом случае вопрос идет для него не столько о достижении какой-либо цели, не столько об исполнении какого-либо определенного желания, сколько об отстаивании первого встречного душевного движения своего, при полном нежелании употребить в дело тормозящее действие воли. Таким образом, капризы детей представляют собою их поединки с взрослыми... Упорство капризов должно открыть глаза родителей на действительное положение вещей - лучше сказать, - на упущение или ошибку, с их стороны. Если волю ребенка рано развивали, если он обучился тормозить свои аффекты, то капризов почти не бывает; а если они и случаются изредка, то родителям не приходится бороться с ними, так как они ничтожны, и их можно в таком случае просто игнорировать. Если зло уже существует, то употребление грубой силы представляет собою грубую ошибку" [3, с. 75 - 76].

И. А. Сикорский выделил следующие этапы развития волевой сферы ребенка: "1) сначала он совершает автоматические (импульсивные, беспорядочные) мышечные сокращения и инстинктивные и рефлекторные акты; 2) от полного отсутствия торможения рефлексов движется к сознательно-волевому началу, ибо с развитием и накоплением представлений воля проявляется в качестве все более развитого акта; 3) воля его развивается как спонтанно (в детских играх и забавах), так и целенаправленно (в специальных упражнениях и специальной "волевой гимнастике")" [4, с. 69].

Ученый тщательно изучал эмоциональную сферу детей и пришел к выводу, что в онтогенезе эмоции появляются раньше рассудка и воли и накладывают на их развитие заметный отпечаток. Чувство служит проводником и возбудителем психического развития. Уже при проявлении первых чувств ребенка целесообразно подавление аффектов, неприятных ощущений и страха.

Эмоциональное состояние, по И. А. Сикорскому, включает аффекты (страсти), чувства и настроения. В соответствии с этим воспитание чувств должно быть представлено такими звеньями, как сдерживание, подавление, обуздание страстей, перевод их в чувства медленные с интеллектуальным оттенком; преобразование простейших и низших чувств в более сложные, тонкие, возвышенные; выработка умения не поддаваться непосредственным порывам чувства, формирование привычки владеть собой. "Сдерживание чувств, - отмечал он, - содействует их развитию и усовершенствованию и является источником величайшего нравственного прогресса личности и человечества. С другой стороны, сдерживание чувств имеет и чисто гигиеническое значение для нервно-психологического здоровья; оно более всего предохраняет от развития неправильного характера" [1, с. 120].

Значительную роль в формировании нравственно развитой личности И. А. Сикорский отводил развитию интеллектуальных чувств. На большом фактическом материале он установил тесную связь интеллектуального и нравственного развития. Недоразвитие или ослабление интеллектуальных сил пагубно отражается на уровне нравственной воспитанности школьников. "Интеллектуальное чувство, - подчеркивал он, - побуждает нас к умственному труду, к упорядочению наших мыслей, к систематизации наших знаний, заключений, выводов; оно, наконец, озаряет нас радостной перспективой возникновения новых открытий и успехов истины" [1, с. 15]. В свою очередь, умственное развитие является мощным фактором совершенствования нравственных чувств. По его мнению, "умственное развитие есть то великое условие, которое могущественнейшим образом содействует правильному росту и преобразованию чувства" [1, с. 81].

В совершенствовании нравственных чувств И. А. Сикорский видел залог нравственного здоровья общества, успех воспитательного влияния старших поколений на младшие. Он считал воспитание нравственных чувств определяющим условием нравственного развития индивида, барометром его самосовершенствования. Справедливо утверждал, что упадок нравственных чувств ведет к дискредитации высоких нравственных идеалов и стремлений, к росту преступности: "Тупость нравственного чувства у человека низводит его ум до уровня звериной хитрости, которая чует инстинкт, но не ведает долга" [1, с. 19].

Интересны взгляды И. А. Сикорского на половое воспитание. Ученый считал, что раннее начало половой жизни несет в себе ряд отрицательных последствий:

1) "рано пробужденная и взлелеянная чувственность" является опасной и роковой для ^сформировавшегося организма;

2) преждевременное возникновение чувственности ведет к ее раннему угасанию, и в 35 - 40 лет наступает пора "физиологического томления", что отражается на супругах; 3) возникает опасность венерических заболеваний и, как следствие, поражения внутренних органов, нервной системы, головного мозга супругов и их детей; 4) выработанный в юности усеченный, уродливый взгляд на любовь как только на плотское наслаждение вреден для психики человека.

И. А. Сикорский писал о том, что любовь составляет одно из главных условий для нравственного усовершенствования личности. Целомудрие до брака делает любовь чистой и возвышенной и поднимает это чувство до пределов, не досягаемых при иных условиях: "блаженство любви превышает сумму всех частных блаженств, доступных человеку".

Одним из методов нравственного воспитания в период раннего детства И. А. Сикорский считал подражание, ибо оно присуще именно этому возрасту. Поэтому взрослые должны "окружить ребенка положительными примерами поведения".

Главную воспитательную роль в семье ученый отводил матери. Ей принадлежит дело великой педагогической важности - кормление и уход за ребенком. Это он рассматривал как ее долг и подвиг. Постоянное общение матери с детьми служит наиболее действенным воспитательным средством. Ее образ ассоциируется с приятными чувствами, которые испытывает ребенок в процессе удовлетворения своих физиологических потребностей. Из этого детского наслаждения, из физиологического источника сближения матери с ребенком вырастают самые лучшие чувства - любовь, нежность, альтруизм, человеческая солидарность. Подавая ребенку пример "высших человеческих побуждений", она объективно выполняет роль "ментора чувств" и воспитывает нравственно.

Ученый раскрыл и роль учителя в нравственном воспитании детей. К нему он предъявлял высокие требования, в первую очередь - обладание стойкими нравственными качествами. "Доброта, искренность, убежденность и другие высшие нравственные качества имеют обаятельное влияние на всякую, но особенно на юную душу, - писал он. - Добродетельный, возвышенный человек всякого привлекает, холодный, лишенный добрых чувств, отталкивает нас; равнодушного человека мы тоже распознаем" [1, с. 47].

Одной из важных сторон в воспитательной деятельности учителя И. А. Сикорский считал проявление прямодушия в отношениях с учащимися. Объяснял он это следующим суждением: "В деле воспитания нет места умолчаниям, извилистой политике, бюрократической важности и таинственности. Все эти искусственные приемы для достижения нравственного перевеса одной личности над другой должны быть решительно и навсегда остановлены: они не относятся к педагогическому инструментарию. В воспитании все должно быть прямо, открыто, гласно, убежденно" [1, с. 28].

Чтобы выполнить свое высокое назначение, воспитатель, учитель должен быть поставлен в соответствующие условия. "Если так велико значение учителя, - подчеркивал И. А. Сикорский, - то понятно, какое высокое нравственное положение необходимо дать такому деятелю. Всякое принижение учителя, его подначальное положение, всякое ограничение его самодеятельности со стороны начальства и со стороны программ представляют собой начало, гибельное для успехов воспитания. Всякая деградация учителя есть опасный удар, наносимый педагогическому делу" [1, с. 48].

Какие же условия, приводя учителя к деградации, сводят на нет его творческий потенциал? "Дешевый, утомленный учитель, - отмечал он, - так же бесполезен для школы, как бесполезен был бы для больного совет врача, который сам болен. Утомленный учитель становится шаблонным, не способен следить за мыслью ученика... Учитель, обремененный уроками, поставленный в необходимость проводить весь день в погоне за заработком, теряет большую часть своей педагогической ценности и является для ученика нежелательным и даже опасным образцом умственной работы, опасным примером дряблой воли" [1, с. 49].

В формировании нравственности учащихся И. А. Сикорский особую роль отводил содержанию школьных дисциплин. Преподаваемые учебные курсы должны иметь широкое обобщающее нравственное содержание. Если это требование не соблюдено, а учебные программы гуманитарных предметов (литературы, истории) сужены, то возможны нежелательные последствия: узость, односторонность умственного и нравственного развития учащихся. В этом случае утрачивается пытливость детей, наступает их "нравственное охлаждение", поведение подчиняется рутине и грубому практицизму. Он предлагал: "Было бы полезно составление своего рода нравственной хрестоматии, в которую бы вошли художественные отрывки, удовлетворяющие указанному развитию чувств. Такая хрестоматия, более или менее полная, могла бы служить интересной книгой для внеклассного чтения" [1, с. 83].

Существенное значение И. А. Сикорский придавал "словесно-мыслительным упражнениям" в выработке нравственности. Здесь он исходил из воспитательного значения слова, родной речи, художественной литературы. Художественное слово, поэтическая, или образная речь, утверждал он, возбуждают важнейшие центры мозга и приводят их в действие. Одухотворенный, поэтический язык животворит человека не только в переносном, но и буквальном значении этого слова. Педагог писал: "В возрасте переходном, когда в душе пробуждается стремление к возвышенному и героическому, природа должна быть представлена в образцах своей грозной силы (ураганы, землетрясения, вулканы), также в образцах безграничного космического величия (отдаленные миры, кометы, метеоры) с целью возбудить чувство удивления и воспитать идеальную пытливость. Подобно ультра-великим фактам воспитательное значение имеют и ознакомление с фактами и явлениями ультра-малыми (микроскопия); равным образом, художественные изображения отдаленных путешествий, открытия новых стран и проч. могут содействовать той же цели. Вместе с тем в этом возрасте оказывает великое действие изображение возвышенного в человеке, - в жизни, в деятельности великих людей (описание героических поступков, высоких добродетелей)" [1, с. 82].

В заключение обратим внимание на то обстоятельство, что в конце XIX в. отечественные ученые во многом ориентировались на научные идеи И. А. Сикорского, на предложенный им подход к развитию детской природы, на разработанные им теоретические основы педагогики раннего детства. Многие его суждения значимы и сегодня. К сожалению, в годы советской власти его имя и труды были забыты, что не могло не сказаться на его известности в наше время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: