Макроэкономические цели

Макроэкономические цели Инструмент реализации
1. Стабильный рост национального объёма производства, предполагающий высокий ежегодный прирост выпуска продукции. 1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
2. Стабильный уровень цен, предполагающий их формирование на основе свободной конкуренции и их относительно умеренный росте. 2. Денежно–кредитная политика и политика цен.
3. Высокий уровень занятости и достижение низкого уровня вынужденной безработицы. 3. Социальная политика или политика доходов.
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса, в результате свободной продажи внутренних товаров на рынках других стран и стабильный обменный курс национальной валюты 4. Внешнеэкономическая и валютная политика.

Реализация целей происходит под воздействием макроэкономических факторов.

1. Внешние факторы -социальные и природные катаклизмы.

2. Побудительные факторы – это те цели, к которым стремится общество в экономической области.

3. Политические факторы – правительство, которое возглавляет экономику страны.

Все макроэкономические цели взаимозависимы, взаимообусловлены и часто взаимопротиворечивы. Невозможно одновременно ставить все цели.

Реализация макроэкономических целей подразумевает наличие определенного инструментария и методов осуществления макроэкономической политики. К инструментам макроэкономической политики относятся: фискальная политика (налогово-бюджетная); денежно-кредитная политика; инвестиционная политика; политика регулирования доходов населения; внешне­экономическая политика (внешнеторговая политика, политика регулирования валютного курса). В качестве главных инструментов макроэкономической политики особо выделяют налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику.

К сведению. Вопрос о целях и методах реализации макроэкономической политики является одним из дискуссионных и неоднозначных в теории — от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в экономику до признания главенствующей роли государства в решении всех макроэкономических проблем. Это обусловлено разным пониманием способности рынка к саморегулированию и бескризисному развитию. Так, сторонники концепции саморегулируемости рыночной системы отстаивают позицию невмешательства государства в экономику. Несмотря на широкие разночтения во взглядах по данному вопросу, большинство экономистов скло­няются к общему мнению, что основной задачей макроэконо­мической политики является повышение эффективности и социальной направленности современной экономики. Решение этой задачи предполагает реализацию тех макроэкономических целей, о которых говорилось выше.

2. Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ

Макроэкономические теоретические модели — формальные описания различных макроэкономических процессов и явлений для выяснения функциональных взаимосвязей, имеющих место в реальной экономической системе. Эти модели (логические, графические и т. и.) являются упрошенными и носят абстрактный характер. Вместе с тем они позволяют отследить основные взаимосвязи в национальной экономике и полезны при разработке макроэкономической политики и решении макроэкономических проблем. В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота товаров, доходов и ресурсов).

Макроэкономика как совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. Кругооборот товаров, доходов и ресурсов

В экономической литературе с помощью модели кругооборота товаров, доходов и ресурсов иллюстрируется целостность национального хозяйства, взаимозависимость между структурными элементами экономики.

В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов. Субъектами рыночного хозяйства здесь выступают, с одной стороны, домохозяйства, с другой стороны, предприятия (фирмы). Под домохозяйствами понимают совокупность хозяйственных единиц, которые являются собственниками экономических ресурсов, самостоятельно принимают решения, формируют спрос на рынке потребительских товаров и услуг, на рынке факторов производства выступают со стороны предложения, стремятся к макси­мальному удовлетворению своих потребностей. Предприятия (фирмы) — множество хозяйствующих единиц, которые используют факторы производства для создания материальных благ с целью их продажи, самостоятельно принимают решения, на рынке факторов производства выступают со стороны спроса, формируют рыночное предложение на рынке товаров и услуг, стремятся к максимизации прибыли. Все экономические реше­ния как домохозяйств, так и бизнеса реализуются через рынки — рынок экономических ресурсов (факторов производства) и рынок продуктов (рынок товаров и услуг). Рассматриваемая модель включает два вида потоков. По внешнему контуру — поток товаров и экономических ресурсов, по внутреннему — поток денежных средств. Эти потоки не прерываются, бесконечно повторяются и существуют одновременно.

Исходный пункт экономического оборота в рамках этой схемы — домохозяйства, которые для удовлетворения своих материальных потребностей (в пище, одежде и прочих благах) предлагают на рынке факторов производства принадлежащие им экономические ресурсы — труд, землю, капитал, предпринимательскую способность. Экономические ресурсы необходимы бизнесу для организации и осуществления производства материальных благ, поэтому на рынке экономических ресурсов предприятия предъявляют спрос на них. Приобретая факторы производства, предприятия и фирмы несут издержки, представляющие собой плату за привлекаемые экономические ресурсы, — зарплата, рента, процент, прибыль (речь идет о прибыли, как доходе на фактор производства «предпринимательская способность»). Последние составляют денежные доходы домохозяйств. Таким образом, расходы фирм, связанные с привлечением экономических ресурсов, формируют доходы населения. Предприятия, используя экономические ресурсы, производят товары и услуги, поставляя их на потребительский рынок. Домохозяйственный сектор полученные в результате продажи экономических ресурсов доходы использует для приобретения на потребительском рынке материальных благ, производимых предприятиями и фирмами. При этом домохозяйства несут потребительские расходы, которые одновременно являются для сектора бизнеса выручкой от реализации созданной продукции. Итак, домохозяйства представляют собой не только исходный, но и конечный пункт экономического оборота и его конечную цель. Производство, таким образом, функционирует для обеспечения потребления. Эта конечная цель предполагает продажу экономических ресурсов, их производительное использование, создание и продажу материальных благ.

Функционирование этой модели требует, чтобы существовало равенство суммарной величины денежных доходов домохозяйств и общей величины продаж фирм. Это означает, что величина общего объема производства в стоимостном выражении равна общей сумме расходовдомашних хозяйств. В этом случае экономика находится в состоянии равновесия.

Кругооборот товаров и доходов с участием государства и сектора «внешний (остальной) мир»

Модель кругооборота товаров, доходов и ресурсов, рассмотренная выше, позволяет проиллюстрировать сложную взаимосвязь экономических процессов в обществе. Однако она представляет собой простейшую модель рыночной экономики и не лишена недостатков. В частности:

1. Рассмотренная схема не показывает сделки внутри самих секторов бизнеса и домохозяйства, например продажу станков и оборудования одним предприятием другому.

2. Модель не иллюстрирует процессов ценообразования, т. е. не объясняет, как формируются цены на экономические ресурсы, товары и услуги.

3. В рамках данной модели не учитывается экономическая деятельность государства, которое, являясь полноправным субъектом рыночного хозяйства, взаимосвязано как с домохозяйственным сектором, так и с сектором бизнеса. Домашние хозяйства платят государству индивидуальные налоги (подоходный на­лог, налог на имущество и т. п.) и получают от государства разного рода трансфертные выплаты (пенсии, стипендии, различные социальные пособия). Бизнес также платит государству налоги (например, налог на прибыль, на добавленную стоимость), а от государства получает трансферты в форме субсидий, налоговых льгот, льготных займов и т. п. На рынке факторов производства государство может приобретать экономические ресурсы для государственных производственных предприятий, а на рынке товаров и услуг — потребительские блага, необходимые для реализации экономических функций государства. Участие государства в экономической жизни можно отразить в рамках модели круговых потоков.

4. Эта модель характеризует экономический оборот в закры­той национальной экономике, исключает экономическую дея­тельность на международных рынках. Кругооборот открытой национальной экономики усложняется добавлением еще одного хозяйственного субъекта — заграницы («внешнего (остального) мира»).

5. Данная модель предполагает, что в экономике нет сбережений, т. е. домохозяйства расходуют весь свой доход, поэтому величины потоков доходов и расходов являются постоянными. На практике же часть доходов сберегается. Допустим, приблизительно 10 % от величины располагаемого дохода сберегается и лишь оставшаяся часть (около 90 %) будет потрачена.

6. Схема не отражает существование финансовых рынков и их роль в экономике. В самом общем виде можно сказать, что финансовые рынки позволяют решить так называемую проблему сбережений. Сбережения представляют собой своего рола «изъятия» из общего потока доходов в экономике, что ставит под сомнение возможность осуществления кругооборота. Если через систему финансовых рынков эти сберегаемые средства перерас­пределить и предоставить бизнесу в виде средств для инвестирования, то эти «изъятия» вольются в экономику в виде инвестиций, которые можно трактовать как «инъекции» в поток «доходы—расходы». Введение финансового рынка в модель круговых потоков еще более ее усложнит.

В открытой экономике при участии государства и с учетом существования финансовых рынков схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства в целом остается прежней, хотя и усложняется. Однако условие равновесия макросистемы, сформулированное выше как тождество стоимостного объема производства и совокупных расходов домохозяйств, теперь не выполняется. Ведь из потока «доходы—расходы» производятся «изъятия» («утечки») в виде налоговых платежей, импорта и сбережений. Таким образом, «изъятием» является любое использование дохода, не на­правленное на приобретение производимой в экономике продукции. Вместе с тем в поток «доходы—расходы» вливаются государственные расходы, экспорт и инвестиции, т. е. появляются «инъекции», или «вливания». Под ними понимают любые дополнения к домохозяйственным расходам на продукцию, производимую внутри страны.

Теперь денежный и товарно-ресурсный потоки будут осуществляться беспрепятственно при условии равенства расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира стоимостному объему производимой в экономике продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: