Дистанционное обучение

Дистанционное преподавание все шире распространяется в развитых и развивающихся странах. Оно приобретает особое зна­чение для повышения квалификации в связи с ускорением раз­вития медицинской науки и необходимостью постоянно осваи­вать новые методы диагностики и лечения. Для этого все шире используются методы телеобразования в режиме видеоконферен­ций.

Телеобучение (телеобразование) медицинским знаниям и при­емам — динамический процесс, основными принципами которо­го являются: обучение в течение всей жизни, пропаганда меди­цинских знаний, интерактивное обучение, обучение «без границ», непрерывное профессиональное обучение с использованием те­лемедицинских и Интернет-технологий. Другими словами, теле­образование подразумевает:

1) внедрение телемедицинских методов обучения, включая теленаставничество, в непрерывную систему подготовки медицин­ских работников;

2) «телепросвещение» пациентов (с одной стороны, предо­ставление информации о заболеваниях, лечебных мероприятий, образе жизни, с другой — сведения о доврачебном обследовании и рекомендации по использованию средств «домашней аптечки» через различные информационные «киоски»).

При телеобучении определенным дисциплинам можно исполь­зовать реальное медицинское оборудование. Например, на заня­тии по гистологии преподаватель может попросить одного или нескольких обучающихся указать на исследуемом изображении поля с конкретными признаками и сохранить изображение с по­метками каждого обучающегося в своей базе данных. При нали­чии микроскопа с компьютерным управлением обучающийся может сам анализировать гистологический препарат: студент дис­танционно проводит исследование, а остальные видят препарат и слышат комментарии преподавателя.

Эффективный процесс дистанционного обучения обеспечива­ется при выполнении следующих условий:

1) непрерывное визуальное наблюдение обучающихся за все­ми процессами диагностики в реальном времени;

2) аудиоконтакт между всеми обучающимися и преподавате­лем;

3) возможность для обучающихся проводить оперативную за­пись наиболее важных этапов занятия для сохранения и повторе­ния пройденного.

Операции и действия анестезиолога, функциональные и инст­рументальные исследования могут быть представлены как видео­фрагменты в записи либо в реальном времени в форме видеопо­тока. Для показа определенных манипуляций (например, реани­мационных мероприятий) можно применять муляжи. При их на­личии и у преподавателя, и у слушателей можно организовывать демонстрацию действий с их последующим повторением обучаю­щимися «под камеру» при контроле времени, затрачиваемого на манипуляции.

В процессе клинических лекций может использоваться элект­ронный стетоскоп, что позволяет преподавателю опрашивать слу­шателей по поводу характера наблюдаемых у пациента шумов.

Сеансы дистанционного медицинского обучения в процессе реальной диагностики, лечения и хирургического вмешательства могут проводиться непосредственно из цифровых диагностиче­ских кабинетов и операционных. Это особенно удобно для мастер-классов, которые предполагают демонстрацию действий вы­сококвалифицированных специалистов, сопровождаемых коммен­тариями, в режиме видеоконференции.

Теленаставничество (за рубежом используется термин «теле­менторство») предполагает выполнение манипуляций, в том числе хирургических, менее опытными врачами под контролем и при «подсказках» наставников из специализированных центров, ис­пользующих системы видеоконференцсвязи. Такая форма обучения, как виртуальный университет, пред­полагает, что студентам доступны лекции и семинары, но только в режиме реального времени. Необходимые учебные материалы можно копировать прямо из Интернета. Также через Интернет распределяются и домашние задания. Виртуальный университет включает в себя:

· наличие виртуального преподавателя, например фонд луч­ших лекций (сетевая технология предполагает не виртуального, а удаленного преподавателя);

· компьютерные моделирующие и тестирующие программы образовательной среды;

· электронные учебные пособия и обучающие программы (на­пример, компьютерный пакет, позволяющий оценить послойное строение человеческого тела);

· региональные учебные центры и Интернет в целом, в кото­рых доступны многочисленные информационные БД (учебного характера, по новым методам диагностики и лечения, описания сложных случаев и т.д.).

Система дистанционного обучения содержит БД с хорошо структурированными учебными материалами, наборы тестов по определению уровня исходных знаний и текущего контроля усво­ения материала, а также позволяет преподавателю контролиро­вать выполнение заданий, а студентам — получать от него кон­сультации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: