Дистанционное преподавание все шире распространяется в развитых и развивающихся странах. Оно приобретает особое значение для повышения квалификации в связи с ускорением развития медицинской науки и необходимостью постоянно осваивать новые методы диагностики и лечения. Для этого все шире используются методы телеобразования в режиме видеоконференций.
Телеобучение (телеобразование) медицинским знаниям и приемам — динамический процесс, основными принципами которого являются: обучение в течение всей жизни, пропаганда медицинских знаний, интерактивное обучение, обучение «без границ», непрерывное профессиональное обучение с использованием телемедицинских и Интернет-технологий. Другими словами, телеобразование подразумевает:
1) внедрение телемедицинских методов обучения, включая теленаставничество, в непрерывную систему подготовки медицинских работников;
2) «телепросвещение» пациентов (с одной стороны, предоставление информации о заболеваниях, лечебных мероприятий, образе жизни, с другой — сведения о доврачебном обследовании и рекомендации по использованию средств «домашней аптечки» через различные информационные «киоски»).
|
|
При телеобучении определенным дисциплинам можно использовать реальное медицинское оборудование. Например, на занятии по гистологии преподаватель может попросить одного или нескольких обучающихся указать на исследуемом изображении поля с конкретными признаками и сохранить изображение с пометками каждого обучающегося в своей базе данных. При наличии микроскопа с компьютерным управлением обучающийся может сам анализировать гистологический препарат: студент дистанционно проводит исследование, а остальные видят препарат и слышат комментарии преподавателя.
Эффективный процесс дистанционного обучения обеспечивается при выполнении следующих условий:
1) непрерывное визуальное наблюдение обучающихся за всеми процессами диагностики в реальном времени;
2) аудиоконтакт между всеми обучающимися и преподавателем;
3) возможность для обучающихся проводить оперативную запись наиболее важных этапов занятия для сохранения и повторения пройденного.
Операции и действия анестезиолога, функциональные и инструментальные исследования могут быть представлены как видеофрагменты в записи либо в реальном времени в форме видеопотока. Для показа определенных манипуляций (например, реанимационных мероприятий) можно применять муляжи. При их наличии и у преподавателя, и у слушателей можно организовывать демонстрацию действий с их последующим повторением обучающимися «под камеру» при контроле времени, затрачиваемого на манипуляции.
|
|
В процессе клинических лекций может использоваться электронный стетоскоп, что позволяет преподавателю опрашивать слушателей по поводу характера наблюдаемых у пациента шумов.
Сеансы дистанционного медицинского обучения в процессе реальной диагностики, лечения и хирургического вмешательства могут проводиться непосредственно из цифровых диагностических кабинетов и операционных. Это особенно удобно для мастер-классов, которые предполагают демонстрацию действий высококвалифицированных специалистов, сопровождаемых комментариями, в режиме видеоконференции.
Теленаставничество (за рубежом используется термин «телементорство») предполагает выполнение манипуляций, в том числе хирургических, менее опытными врачами под контролем и при «подсказках» наставников из специализированных центров, использующих системы видеоконференцсвязи. Такая форма обучения, как виртуальный университет, предполагает, что студентам доступны лекции и семинары, но только в режиме реального времени. Необходимые учебные материалы можно копировать прямо из Интернета. Также через Интернет распределяются и домашние задания. Виртуальный университет включает в себя:
· наличие виртуального преподавателя, например фонд лучших лекций (сетевая технология предполагает не виртуального, а удаленного преподавателя);
· компьютерные моделирующие и тестирующие программы образовательной среды;
· электронные учебные пособия и обучающие программы (например, компьютерный пакет, позволяющий оценить послойное строение человеческого тела);
· региональные учебные центры и Интернет в целом, в которых доступны многочисленные информационные БД (учебного характера, по новым методам диагностики и лечения, описания сложных случаев и т.д.).
Система дистанционного обучения содержит БД с хорошо структурированными учебными материалами, наборы тестов по определению уровня исходных знаний и текущего контроля усвоения материала, а также позволяет преподавателю контролировать выполнение заданий, а студентам — получать от него консультации.