double arrow
II. Методы и формы компьютерного обучения

I. Классификация электронных средств обучения

По использованию ЭСО в образовательном процессе

Краткий конспект лекций

Высокотехнологичная среда учреждения образования включает:

§ компьютерную технику (компьютерные классы, персональные рабочие места для учащихся, электронные средства обучения);

§ единое информационно образовательное пространство, как учреждения образования так и в целом мировое;

§ современные технические средства, предназначенные для организации учебного предмета по всем предметам школьной программы;

§ использование систем дистанционного обучения с учетом специфики системы образования.

Современные технические средства, необходимые для осуществления качественного учебного процесса:

§ компьютерные классы;

§ мобильные мультимедийные комплексы для сопровождения учебно-методических мероприятий;

§ цифровая фото и видео техника;

§ интерактивные учебные доски;

§ электронные средства обучения.

Технологизация образовательного процесса с использованием современных технических средств обучения:

§ локальная сеть (проводная и беспроводная);

§ высокоскоростной доступ к сети Интернет;

§ спутниковая связь;

§ школьные медиатеки;

§ Интернет-киоски.

Использование презентационных средств:

§ проекторы;

§ интерактивные доски;

§ интерактивные приставки;

§ документ-камеры;

§ цифровые лаборатории;

§ цифровые микроскопы.

Использование цифровых развивающих сред:




§ лего-роботы и конструкторы;

§ цифровая лаборатория «Архимед».

Организация обучения детей с ограниченными возможностями:

§ сенсорные экраны;

§ брайлевский принтер;

§ брайлевский дисплей.

Классические противоречия традиционного процесса обучения:

§ активность преподавателя и пассивность ученика;

§ учебная программа рассчитана на среднего ученика;

§ недостаток индивидуального подхода к личности ученика;

§ информация представлена в абстрактно-логической форме;

§ ограниченность во времени и т.д. (Загвязинский В.И.)

Особенности обучения с применением ИТ:

§ активная позиция учащегося;

§ переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;

§ интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, словари, энциклопедии) и образовательными сообществами (учителя, консультанты, партнеры);



§ информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИТ;

§ «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения.

Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).

Эффективность этого процесса зависит от технологии - от искусства, мастерства и умения учителя воздействовать на процесс учения.

Электронное средство обучения - программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса. (Республиканская программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»/постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 № 265)

Классификация электронных средств обучения:

§ Электронное издание – «оцифрованный текст»;

§ Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);

§ программное средство учебного назначения;

§ электронный образовательный ресурс.

Программные средства по функциональному назначению подразделяются:

§ диагностические, тестовые программы;

§ инструментальные программные средства (ИПС);

§ предметно-ориентированные программные среды;

§ ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;

§ ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;

§ управляющие ПС;

§ учебные среды программирования;

§ ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;

§ ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства;

§ сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя;

§ игровые ПС.

Программные средств по методическому назначению подразделятся:

§ обучающие программные средства;

§ программные средства(системы)-тренажеры;

§ контролирующие программные средства;

§ информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;

§ имитационные программные средства;

§ моделирующие программные средства;

§ демонстрационные программные средства;

§ учебно-игровые программные средства;

§ досуговые программные средства.

К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся:

§ отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;

§ возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;

§ неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Возможности использования электронных образовательных ресурсов:

§ использование информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах для подготовки учебно-методических материалов, рефератов, проектных работ;

§ возможность online коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания;

§ создание Web-сайта учебного курса и размещение его во всемирной паутине (дистанционное обучение);

§ размещение личных Web-сайтов преподавателей и учащихся, создание и участие в Интернет-проектах.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной активности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-этических взглядов и убеждений. (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – с.382 ).

Исходя из этого определения компьютерное обучение следует рассматривать как организацию процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий.

Учитывая то, что обучение в широком понимании–процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.

С появлением компьютера педагогические методики изменяются, т. е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний (линейное построение взаимодействия учитель-ученик), а как процесс управления познавательной деятельностью ученика.

Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможности телекоммуникаций создать определенную образовательную среду, в которой ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, а их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека.

Высокотехнологичная образовательная среда:

§ ЭСО– электронные средства обучения

§ ТСО – технические средства обучения, сопрягаемые с компьютером

§ ИР– информационные ресурсы

§ Web– Интернет-технологии

§ ТК– телекоммуникации

§ УМ– учебный материал






Сейчас читают про: