Материалы тренера/раздаточные материалы

Абсолютно естественным выглядит отказ, предваренный словами напо­добие: «Я понимаю ваши сложности, мне в самом деле жаль, что я не могу вам помочь...» Но также важно вставить во фразу слово «нет», чтобы сделать для собеседника абсолютно ясным, что вы не перемените свою позицию, например: «Я помог бы вам, если бы мог, но на среду у меня назначены другие дела, поэтому нет, я не смогу прийти».

Фразу, построенную по типу «Я сделал бы это, если бы мог, но...», дру­гой человек с легкостью может принять за отговорку и посчитает возмож­ным продолжать уговаривать вас изменить свое мнение. Обычной реак­цией в этом случае будет вопрос: «Почему вы не можете?». В ответ мо­жет последовать перечисление причин или отговорок, которые теперь рассматриваются как барьеры, которые можно преодолеть. Просящий начинает думать по принципу: «Если я сумею разубедить его в отговор­ках, он, в конце концов, сдастся и сделает то, чего я от него хочу». Если вы сталкиваетесь с просьбой, которую в самом деле не можете (или не хотите) исполнить, вам поможет следующая трехшаговая модель:

1. Подтвердите, что вы поняли просьбу и точку зрения другого человека, например: «Да, вам действительно необходимо уехать, могу понять ваши сложности».

2. Откажите, приведя причины. Они должны быть короткими и относя­щимися непосредственно к сути дела, например: «Я не могу одолжить вам мой фургон. Моя страховка не позволяет передавать его в пользо­вание другим водителям, да и вообще я никому не даю свою машину, даже членам семьи».

3. Дайте собеседнику понять, что разговор окончен, прямо сказав «нет». Например: «... поэтому нет, я не разрешу вам взять ее нa выходные».

Этого должно быть достаточно, чтобы избавиться от дальнейшего давле­ния. Вы смягчили удар от отказа, предоставив некоторую информацию и объяснив причины вашего несогласия. Если последовательно приме­нять эти три пункта, ваш отказ будет принят с большей вероятностью и отношения, скорее всего, не пострадают.

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М.,1988.

2. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. — С.-Петер­бург, 1994

3. Р. Берне. Развитие "Я-концепции и воспитание. Пер. с англ.- М.,1986. с. 35 — 37.

4. Битянова М.Р. Социальная психология. -М., 1994.

5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.,Просвещение, 1987.

6. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М., 1978.

7. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия. /Психологический журнал. Т14 N4, 1993., с.132-138

8. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность — в жизнь! — С.- Петербург, 1995.

9. Кле М. Психология подростка. -М., 1989.

10. Кон И. С. Открытие "Я". -М.,1978, с. 55 - 58, 72).

11. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. — М., Зна­ние, 1966

12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.,Просвеще­ние, 1979

13. Кузьмина Е.И. Психология свободы. — М., МГУ.1994

14. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. — Л.,1972

15. Литвинова Е.Ю. Возможности учителя в плане повышения социаль­ной адаптированности старшеклассников./Организация взаимодей­ствия школьного психолога с педагогическим коллективом.- Улья­новск, 1997

16. МудрикА.В. Общение школьников. — М.,Знание, 1987

17. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. -М.,Знание, 1979

18. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л.,ЛГУ,1989

19. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. -М.,1987 с. 76 — 80.

20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы ста­новления личности.—М.,Мир,1994

21. Столин В.В. Самосознание личности.-М.,1983

22. Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социаль­ного влияния. (Иностранная психология. Т2 N2(4) 1994,c.25-32)

23. Теории личности в западноевропейской и американской психоло­гии. — М., Бахрах, 1996

24. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. — М.,1993.

25. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.,Педагогика,1989

26. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. —Душанбе, 1973.

27. Формирование личности переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — под ред. Дубровиной И.В. — М.,Педагоги­ка, 1987

28. Шостром Э. Человек-манипулятор. — М., 1994.

1.1.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: