Материалы к программе

«Тебе могут предложить наркотики» (Алексан­дровская Э. М„ 2000)

Информация для учащихся. Твой выбор сейчас определяет, как сложится вся твоя жизнь! Умей сказать «Нет!» Некоторые варианты отказа.

1. Назови причину. Скажи тем, кто тебе предла­гает, почему не хочешь принимать наркотик:

«Я знаю, что это опасно для меня», «Я уже пробовал, и это мне не понравилось».

2. Будь готов к различным видам давления. Люди, предлагающие наркотики, могут быть друже­любны или агрессивны. Будь готов уйти или сделать что-нибудь, что могло бы уменьшить давление со стороны.

3. Сделай это просто для себя. Ты не должен объяснять всем свои причины. Просто скажи «Нет».

4. Имей какое-нибудь дело. Если ты занят, это уже будет причиной отказа от наркотиков. Даже если ты скажешь, что просто хочешь пойти поесть, то это уже возможность избе­жать ситуации, когда ты находишься «под нажимом».

5. Избегай ситуации. Ты ведь можешь знать, кто употребляет наркотики, в каких местах они собираются. Старайся быть подальше от этих мест, от этих людей.

6. Дружи с теми, кто не употребляет наркотики. Твои настоящие друзья не будут уговаривать тебя принимать наркотики, пить спиртное и не будут делать это сами.

«Да все это делают!» — эта фраза является прямым давлением на тебя

«Тебе предложили ПАВ, как сказать нет»

(Шипицына Л.М. и соавт., 2001)

Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.

Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на вело­сипеде.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родите­лями, учителями.

Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик),

потеряю власть над собой.

Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя

(наркотика).

Спасибо, нет. Это не в моем стиле. Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься

(мне рано вставать и т. п.).

Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю. Спасибо, нет. Мне надо на тренировку. Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого?

Упражнение

Я сделал бы это, если бы мог, но...

(по С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г).

Многие люди, когда возникает потребность отказать кому-либо, ис­пытывают с этим сложности; они не могут прямо сказать «Нет». Одна из обычных в таком случае ответных фраз: «Я бы сделал это, если бы мог, но я не могу, потому что...». В этом упражнении рассматривают­ся возможные последствия такого извиняющегося отказа и участни­кам предоставляется возможность потренировать свои навыки уве­ренного и убедительного отказа, который к тому же не вызывает у са­мих участников негативных чувств.

Цели. К концу этого упражнения участники:

• Отработают навыки отказа в приемлемой для них манере.

• Получат обратную связь относительно эффективности примене­ния ими данного навыка уверенного поведения.

• Получат возможность пронаблюдать способность своих коллег к уверенному отказу и предоставить им советы относительно нее.

Ресурсы. Копия «Материалов к упражнению» для каждого участ­ника, флип-чарт и маркер, по усмотрению тренера — «Раздаточные материалы».

Время. 1 час.

Метод.

Шаг 1: Объяснение упражнения. Участники будут отрабатывать на­выки уверенного отказа в группах по три человека. Каждый участник по очереди будет исполнять роль просителя, отказчика и наблюдателя (в этом случае он обеспечивает обратную связь остальным участ­никам). Здесь важны два момента: во-первых, участник, выступаю­щий как проситель, понимает, что произнесенное слово «Нет» явля­ется отказом; во-вторых, каждый сам выбирает для себя меру сопере­живания другому и количество приведенных в защиту своего отказа объяснений.

Шаг 2: Лекция тренера о ловушках, которые таят в себе извинения за отказ (см. «Материалы тренера»). Напишите на флип-чарте план, состоящий из трех шагов.

ШагЗ: Разделите группу на триады. Если на тренинге присутству­ет нечетное число участников, добавьте к одной триаде дополнитель­ного человека. В этой «тетраде» роль наблюдателей каждый раз бу­дут исполнять два человека.

Шаг 4: Раздайте «Материалы к упражнению». Объясните процеду­ру проведения упражнения и его временные ограничения. Дайте участ­никам несколько секунд, чтобы они могли прочитать инструкцию.

Объясните участникам, что каждый из них по очереди будет обра­щаться с просьбой к одному из членов своей малой группы. Человек, к которому обратились, должен отказаться с применением трехшаго­вой модели, используя те слова, которые ему удобно произносить. Наблюдатели должны оценить эффективность отказа согласно при­веденным в списке критериям и обеспечить обратную связь после каждого взаимодействия. Человек, тренирующий навыки отказа, при­няв к сведению советы коллег, может продолжать практику до тех пор, пока не почувствует, что он способен отказать уверенно. Каждый уча­стник должен хотя бы по одному разу побывать в каждой роли: про­сящего, отказывающего и наблюдателя. На эту часть упражнения от­водится от 15 до 30 минут.

Шаг 5. Начните упражнение. Подходя к группам, предлагайте им советы в случае затруднений.

Шаг 6: Соберите всю группу для короткой дискуссии. Выясните, какие наблюдения были сделаны. Ответьте на вопросы.

Шаг 7: Подведите итоги, распределите «Раздаточные материалы» (не обязательно) и завершите упражнение. Если в ответ на просьбу категорически сказать: «Нет», реакция другого человека на это может быть любой. Приемлемое использование отдельного слова «нет» мож­но сравнить с внезапным окриком, адресованным ребенку, который хочет вставить свои пальцы в электрическую розетку; он может напу­гать ребенка, но шок от неожиданного крика будет несравнимо Мень­шим, чем неизбежные болезненные переживания, которые могла бы появиться в противном случае. Объяснения своего поведения можно привести позже.

В других обстоятельствах слово «нет», не подкрепленное коммен­тариями, может вызвать неприятности или заставить просящего чув­ствовать себя отверженным и обиженным. Поэтому большинство из нас предпочитают сопровождать свой отказ некоторыми пояснениями, чтобы смягчить его. Тем не менее важно, чтобы излагаемые причины отказа были краткими и относящимися к делу. Необходимо в любой отказ включать слово «нет», потому что это не оставляет другого че­ловека в заблуждении и надежде относительно ваших намерений и вашей уверенности в их окончательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: