«Тебе могут предложить наркотики» (Александровская Э. М„ 2000)
Информация для учащихся. Твой выбор сейчас определяет, как сложится вся твоя жизнь! Умей сказать «Нет!» Некоторые варианты отказа.
1. Назови причину. Скажи тем, кто тебе предлагает, почему не хочешь принимать наркотик:
«Я знаю, что это опасно для меня», «Я уже пробовал, и это мне не понравилось».
2. Будь готов к различным видам давления. Люди, предлагающие наркотики, могут быть дружелюбны или агрессивны. Будь готов уйти или сделать что-нибудь, что могло бы уменьшить давление со стороны.
3. Сделай это просто для себя. Ты не должен объяснять всем свои причины. Просто скажи «Нет».
4. Имей какое-нибудь дело. Если ты занят, это уже будет причиной отказа от наркотиков. Даже если ты скажешь, что просто хочешь пойти поесть, то это уже возможность избежать ситуации, когда ты находишься «под нажимом».
5. Избегай ситуации. Ты ведь можешь знать, кто употребляет наркотики, в каких местах они собираются. Старайся быть подальше от этих мест, от этих людей.
|
|
6. Дружи с теми, кто не употребляет наркотики. Твои настоящие друзья не будут уговаривать тебя принимать наркотики, пить спиртное и не будут делать это сами.
«Да все это делают!» — эта фраза является прямым давлением на тебя
«Тебе предложили ПАВ, как сказать нет»
(Шипицына Л.М. и соавт., 2001)
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.
Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик),
потеряю власть над собой.
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя
(наркотика).
Спасибо, нет. Это не в моем стиле. Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься
(мне рано вставать и т. п.).
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю. Спасибо, нет. Мне надо на тренировку. Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого?
Упражнение
Я сделал бы это, если бы мог, но...
(по С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г).
Многие люди, когда возникает потребность отказать кому-либо, испытывают с этим сложности; они не могут прямо сказать «Нет». Одна из обычных в таком случае ответных фраз: «Я бы сделал это, если бы мог, но я не могу, потому что...». В этом упражнении рассматриваются возможные последствия такого извиняющегося отказа и участникам предоставляется возможность потренировать свои навыки уверенного и убедительного отказа, который к тому же не вызывает у самих участников негативных чувств.
Цели. К концу этого упражнения участники:
• Отработают навыки отказа в приемлемой для них манере.
• Получат обратную связь относительно эффективности применения ими данного навыка уверенного поведения.
|
|
• Получат возможность пронаблюдать способность своих коллег к уверенному отказу и предоставить им советы относительно нее.
Ресурсы. Копия «Материалов к упражнению» для каждого участника, флип-чарт и маркер, по усмотрению тренера — «Раздаточные материалы».
Время. 1 час.
Метод.
Шаг 1: Объяснение упражнения. Участники будут отрабатывать навыки уверенного отказа в группах по три человека. Каждый участник по очереди будет исполнять роль просителя, отказчика и наблюдателя (в этом случае он обеспечивает обратную связь остальным участникам). Здесь важны два момента: во-первых, участник, выступающий как проситель, понимает, что произнесенное слово «Нет» является отказом; во-вторых, каждый сам выбирает для себя меру сопереживания другому и количество приведенных в защиту своего отказа объяснений.
Шаг 2: Лекция тренера о ловушках, которые таят в себе извинения за отказ (см. «Материалы тренера»). Напишите на флип-чарте план, состоящий из трех шагов.
ШагЗ: Разделите группу на триады. Если на тренинге присутствует нечетное число участников, добавьте к одной триаде дополнительного человека. В этой «тетраде» роль наблюдателей каждый раз будут исполнять два человека.
Шаг 4: Раздайте «Материалы к упражнению». Объясните процедуру проведения упражнения и его временные ограничения. Дайте участникам несколько секунд, чтобы они могли прочитать инструкцию.
Объясните участникам, что каждый из них по очереди будет обращаться с просьбой к одному из членов своей малой группы. Человек, к которому обратились, должен отказаться с применением трехшаговой модели, используя те слова, которые ему удобно произносить. Наблюдатели должны оценить эффективность отказа согласно приведенным в списке критериям и обеспечить обратную связь после каждого взаимодействия. Человек, тренирующий навыки отказа, приняв к сведению советы коллег, может продолжать практику до тех пор, пока не почувствует, что он способен отказать уверенно. Каждый участник должен хотя бы по одному разу побывать в каждой роли: просящего, отказывающего и наблюдателя. На эту часть упражнения отводится от 15 до 30 минут.
Шаг 5. Начните упражнение. Подходя к группам, предлагайте им советы в случае затруднений.
Шаг 6: Соберите всю группу для короткой дискуссии. Выясните, какие наблюдения были сделаны. Ответьте на вопросы.
Шаг 7: Подведите итоги, распределите «Раздаточные материалы» (не обязательно) и завершите упражнение. Если в ответ на просьбу категорически сказать: «Нет», реакция другого человека на это может быть любой. Приемлемое использование отдельного слова «нет» можно сравнить с внезапным окриком, адресованным ребенку, который хочет вставить свои пальцы в электрическую розетку; он может напугать ребенка, но шок от неожиданного крика будет несравнимо Меньшим, чем неизбежные болезненные переживания, которые могла бы появиться в противном случае. Объяснения своего поведения можно привести позже.
В других обстоятельствах слово «нет», не подкрепленное комментариями, может вызвать неприятности или заставить просящего чувствовать себя отверженным и обиженным. Поэтому большинство из нас предпочитают сопровождать свой отказ некоторыми пояснениями, чтобы смягчить его. Тем не менее важно, чтобы излагаемые причины отказа были краткими и относящимися к делу. Необходимо в любой отказ включать слово «нет», потому что это не оставляет другого человека в заблуждении и надежде относительно ваших намерений и вашей уверенности в их окончательности.