Программа «Как сказать «нет» и не потерять друзей»

(сопротивление давлению группы сверстников)

Программа данного тренинга направлена на формирование уверенно­го, но не агрессивное поведения. Цели программы:

> научить подростков отстаивать свои интересы в критических

ситуациях,

> познакомить с тремя неотъемлемыми правами личности;

> обучить пяти психологическим техникам сопротивления дав­лению.

Навыки, формируемые в ходе данного тренинга и происходящее в ре­зультате изменение отношения к ситуациям группового давления делают подростка более устойчивым к ранней алкоголизации, наркомании и по­ловым связям, более независимым и поэтому, как правило, более уважа­емым в среде сверстников.

Возраст учеников: 13-17 лет.

Форма занятий: классный час или малая группа, предварительно "ра­зогретая».

Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуа­циями для разыгрывания

Тема 1. Типичные ситуации группового давления. Ошибки и по­следствия неуверенного поведения.

Разыгрываются ситуации, предложенные самими участниками тренин­га или ведущим. Например, ситуации, когда подростки на «слабо» дела­ют что-то опасное для жизни и здоровья. Ситуации, в которых значимые сверстники предлагают выпить, «уколоться», «раскурить косячок», пойти на сомнительную вечеринку и т.п. Темы конфликтов традиционные: СЕКС, АЛКОГОЛЬ,НАРКОТИКИ.

Психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят идти, но не знают, как отказать и при этом боятся оказаться высме­янными или отверженными группой.

Ошибки спонтанного неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя: смущение и поиск благовидных предлогов. Опасность та­кого поведения. Обсуждение проблемы.

Тема 2 Три базовых права личности.

Три права каждого:

1. Право делать то, что для тебя лучше.

2. Право самому выбирать.

3. Право переменить решение. Групповая дискуссия на данную тему.

Проигрывание трех ситуаций, в которых представлены примеры некон­структивного поведения подростков, которые не знают своих прав.

Тема 3. Пять техник конструктивного сопротивления

(Техники даются по мере усиления давления).

1. немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте и не приду­мывайте «уважительных» причин;

2. повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий;

3. поменяйтесь местами и начните сам давить на противника: «Поче­му ты на меня давишь?»;

4. откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше гово­рить»;

5. предложите компромисс или альтернативный вариант.

Выполнение упражнений на овладение навыками, проигрывание ситу­аций с дублерами.

Тема 4. Решительное поведение в реальной жизни.

Признаки решительного поведения. Позы и мимика, язык тела. Интонации, взгляды и жесты.

Просмотр видеофрагментов.

Дискуссия о широте применения данного метода. Обмен личным опы­том участников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: