Государственное управление Франции характеризовалось, прежде всего, усилением бюрократического аппарата, который имел ряд особенностей

1. Сочетание различных учреждений, созданных в разные периоды.

2. Действие некоторых органов от случая к случаю, только часть органов работала регулярно (например, совет финансов, совет депеш.)

3. Не было четкого разграничения функции по отраслям.

4. Продажа государственных должностей, которая приносила вначале доход правительству, а впоследствии имела негативные последствия.

Фактически одновременно действовали две категории государственных органов. Первая – это органы с системой продаваемых должностей, в ведении которых находилась лишь второстепеннаясфера государственного управления. В силу того, что правительство не могло выкупить проданные должности и не хотело вызывать недовольство среди дворянства мантии и буржуазии, прежний государственный аппарат был сохранен, но важнейшие должности в государстве были переданы вновь созданному параллельному управленческому аппарату, в который должностные лица назначались правительством из незнатных, но преданных королю лиц. Они полностью и беспрекословно подчинялись монарху, который мог своим велением в любое время их отозвать и заменить. Вторая категория органов составила основу управления. Королю Франции принадлежала законодательная, исполнительная и судебная власть. В период абсолютизма усиление королевской власти достигало наивысшего уровня. Однако уникальность французского абсолютизма заключалась в том, что между королевской властью и королевским советом существовала фактическая неразделенность. Большинство принимаемых королем решений облекались в форму постановлений совета, и если некоторые из них оформлялись личным указом короля, практически были результатом обсуждения в совете. Однако совет самостоятельно не мог принять решение, но и король осуществлял свою власть только через совет. При этом существовала явная разумная связь между принципом неограниченности королевской власти и коллективным опытом, что было гарантией законотворчества.

Таким образом, в целом бюрократический механизм французского абсолютизма был чрезвычайно громоздким, сложным, зачастую без четких полномочий, и нередко органы дублировали друг друга. Это способствовало злоупотреблениям, волоките, коррупции, дороговизне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: