double arrow

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

ВВЕДЕНИЕ

Организационно-правовые формы осуществления международной деятельности определяются особенностями законодательства тех стран, где зарегистрированы занимающиеся ею фирмы. Например, если созданное в России закрытое акцио­нерное общество начинает работать на французском рынке, то в общем случае это не влечет за собой необходимость пересмотра правил изменения уставного капи­тала или структуры управления — они, как и другие общие нормы деятельности ЗАО, регламентируются соответствующим российским законодательством. Ана­логично, французская фирма, выходящая на российский рынок, не будет приспо­сабливать свои уставные нормы к российскому Гражданскому кодексу, руковод­ствуясь по-прежнему требованиями французского законодательства. Однако часто подобная деятельность осуществляется фирмой не самостоятельно, а через созданную за рубежом дочернюю компанию или иного посредника, правила и со­здания, и функционирования которых, очевидно, определяются законодатель­ством страны размещения. Тогда ситуация меняется: функционирование такой группы в целом фактически регулируется законодательными системами обеих стран одновременно.

Другое важное обстоятельство, возникающее в результате выхода фирмы на международный рынок, заключается в существенном изменении делового окру­жения фирмы: если ранее она контактировала преимущественно с организация­ми, образованными и функционирующими по тем же правилам, что и она сама, то теперь общение с представителями иных законодательных систем становится для нее нормой.

Таким образом, актуальность проблематики организационно-правовых форм международной деятельности обусловлена — и в этом ее отличие от других обла­стей международного менеджмента — не возникновением каких-то особых явле­ний, не встречающихся при ограничении деловых интересов фирмы границами страны ее базирования, а необходимостью грамотного учета сложившихся за ру­бежом норм. Последнее же означает, что международный менеджер должен раз­бираться в правовых и экономических особенностях, применяемых в той или иной конкретной стране, организационно-правовых форм для того, чтобы:

а) правильно оценивать возможности своих зарубежных партнеров и конку­рентов;

6) эффективно использовать возможности, предоставляемые в результате вы­бора той или иной организационно-правовой формы;

в) адекватно представлять себе ожидания зарубежных партнеров, клиентов,

местных властей и т. д„ связанные с формой деятельности своей фирмы,

Поэтому знание организационно-правовых форм бизнеса в различных странах является существенным условием успешной деятельности за рубежом россий­ских фирм, а их изучение представляет собой важную составную часть междуна­родного менеджмента как учебного курса.

Вместе с тем, последнее связано с определенными сложностями, возникающи­ми в силу неизбежной конкретности предмета: невозможно говорить о каких-то определенных «зарубежных» формах ведения бизнеса, ибо в каждой стране суще­ствует свое законодательство, и последовательное рассмотрение всех применяемых систем составило бы в итоге внушительный справочник, сравнимый по объе­му со всем этим учебником.

Есть, однако, другой, более рациональный путь, Позволяющий уменьшить объем излагаемого материала при сохранении информативности: взять одну из систем в качестве базовой и показывать главным образом отличия от нее, прису­щие ее аналогам в других странах. Именно такой путь избран для освещения ука­занной проблематики в настоящем разделе, и при этом представляется совершен­но естественным принять в качестве базовой системы российскую.

Итак, для того, чтобы понять особенности существующих за рубежом форм ведения бизнеса, которые следует знать менеджеру международной российской фирмы, надо сначала изучить положение дел в России, а затем приступить к рас­смотрению наиболее существенных пунктов различий, характерных для той или иной страны. При этом следует различать два уровня описания: системный и частный. Если существенные межстрановые различия выявляются на системном уровне, то есть в самой структуре организационно-правовых форм, то дальней­ший сравнительный анализ самих форм весьма затруднен; во всяком случае, все внешние аналогии должны подвергаться тщательной проверке. Это не означает, конечно, что в противном случае сходство названий означает полное отсутствие содержательных расхождений, но всё же, если между системами форм предпри­нимательства двух стран наблюдаются очевидные параллели, то есть основания полагать, что вероятность этого отсутствия намного повышается.

В дальнейшем изложении основное внимание будет уделено формам предприни­мательства, принятым во Франции и в Германии. Этот выбор дает хорошее пред­ставление о системах континентального права, что представляется наиболее актуальным с учетом сложившейся структуры международных связей российских фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: