Организационно-правовые формы в высшей школе

Сущность организации в образовании, его содержание, закономерности, требования

Сущность организации в образовательных учреждениях состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов учреждения, установлении необходимых связей и согласованных действий участников учебного процесса, создании условий для реализации единства экономических интересов общества, коллектива ОУ и учащихся.

Содержание организации образовательных учреждениях заключается в установлении причинно-следственных связей и закономерностей, присущих образованию, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм, методов и условий.

Организации в образовании присущи следующие закономерности:

1. Соответствие организации учреждения ее целям;

2. Соответствие форм и методов характеристикам его материально-технического базы;

3. Соответствие конкретным материально-техническим условиям и экономическим требованиям учреждения;

4. Комплексность (рассматриваются все обучающие процессы протекающие в образовательном учреждении);

5. Непрерывное улучшение организации в образованных учреждениях;

6. Соответствие форм и методов обучения внешним требованиям, повышая уровень образованности учащихся, расширяя их трудовые функций, обеспечивая привлекательность будущего труда;

7. Взаимное соответствие структуры системы управления и характеристик организации в образовательных учреждениях.

К основным требованиям предъявляемым к организации в образовательных учреждения относятся: гибкость; эластичность; способность быстро и с минимальными затратами перестраиваться на новые методы и формы позволяющие обеспечить эффективность научной и учебной деятельности.

По действующему законодательству учреждение представляет собой одну из организационно-правовых форм юридических лиц. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, которая создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично.

Образовательные учреждения классифицируются по видам организационно-правовых форм. На сегодняшний день используют ведомственный одноуровневый классификатор Министерства образования и науки России, содержащий виды организационно-правовых форм образовательных учреждений (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Классификатор организационно-правовых форм образовательных учреждений
Код организационно-правовой формы Наименование организационно-правовой формы
  Государственное образовательное учреждение
  Государственное образовательное учреждение субъекта Российской Федерации
  Муниципальное образовательное учреждение
  Негосударственное образовательное учреждение

Согласно ст. 50 ПС РФ все юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие. В основе классификации в данном случае была принята цель деятельности юридического лица.

Юридические лица, осуществляющие свою деятельность с целью извлечения прибыли и распределения между участниками являются коммерческими юридическими лицами. Таким образом, предназначение коммерческих юридических лиц заключается в обогащения участников этих юридических лиц. Поэтому для всех коммерческих юридических лиц характерно наличие двух признаков: 1) направленность на извлечение прибыли; 2) распределение полученной прибыли между участниками юридического лица. Некоммерческие организации создаются для удовлетворения духовных потребностей общества. Поэтому здесь весьма сложно уже изначально конструировать цель деятельности как получение прибыли. Предпринимательская деятельность некоммерческой организации осуществляется с целью дополнительного финансирования ее деятельности. В соответствии с п.З ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Следовательно, по первому критерию некоммерческие и коммерческие организации соотносятся между собой следующим образом. Для коммерческих организаций получение прибыли является основной целью деятельности, а достижение соответствующего общественного результата представляет собой второстепенную цель их деятельности. В то время как для некоммерческой организации основная цель состоит в достижении определенного общественного результата. Второстепенной целью является то, что некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли.

Следующим критерием разграничения коммерческой и некоммерческой организации является возможность распределения прибыли, полученной юридическим лицом, между его участниками. Если коммерческая организация вправе прибыль распределять между его участниками, то участники некоммерческой организации такой возможностью не обладают (п.1 ст. 50 ГК РФ). Однако данный критерий в ряде случаев не может приниматься во внимание, поскольку не все коммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность и соответственно не получают прибыль, а значит ничего не распределяют. Наоборот, некоторые некоммерческие организации не только вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль, но и распределять ее между участниками.

Государственные и негосударственные вузы отличаются составом учредителей и источниками финансирования.

В соответствии со ст. 10 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителями государственных высших учебных заведений являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти (администрации, правительства) субъектов Российской Федерации. Как правило, в наименовании государственного высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (Московский государственный университет, Московский государственный социальный университет и т. д.). Однако имеются исключения. Например, старейший государственный вуз – Московский энергетический институт (технический университет) – не имеет в своем названии слова «государственный». Данный статус образовательного учреждения указан в лицензии, наличие которой является обязательным. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается высшему учебному заведению только федеральным (центральным) органом управления образованием, т. е. Министерством образования Российской Федерации (II, ст. 10, п. 4).

Тема 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: СУЩНОСТЬ, ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: