Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь» (мозговой штурм)

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, пробуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников.

В конце подводится итог и делается сообщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать зги причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков, и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Пример, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок и т.п.

Упражнение

Табу»

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в корой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могу вставать, или оставаться на месте, выражая свое отношение мимикой и жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его действиях. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Упражнение

Тосты»

Участникам группы предлагается придумывать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом, через 5-7 мин., когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

Это упражнение позволяет в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Упражнение

Ролевая игра»

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей дома нет Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого все возможные аргументы. Другая должна, во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 мин. По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что неубедительно

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия

Упражнения аналогично упражнению «Тосты». Задание и порядок обсуждения те же.

Упражнение

7. «Портрет наркомана»

Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: «Нарисуйте «портрет» наркомана». Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах. После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Упражнение

Зависимость»

(незаконченные предложения)

Проводится аналогично описанному ранее

1. когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я

2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает

3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через..

4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что

5. Ситуация, в которой я мог бы стать зависимым от наркотика, это

6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я сознаю, что

7. Быть независимым для меня означает. S Как я понимаю, зависимость это

Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для самостоятельной работы (10 мин) Затем группа делится на пары, и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные.

Упражнение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: