Что такое ответственность?

(По книге В.А.Родионова, М.Аю.Ступницкой, О.В.Кардашиной «Я и другие:

Тренинги социальных навыков».- М., 2001)

Цель. Формирование умения прогнозировать негативные последствия проступков и чувства oответственности за них.

Задачи. Сформировать представление об ответственности за свои поступки, убеждение, что умеющий нести ответственность за свои поступки достоин уважения; развивать умение прогнозировать последствия своих поступков, уметь анализи­ровать.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний о том, что такое ответственность. Предлагается рассмотреть разницу между понятиями «ответить на вопрос» и «ответить за проступок» («ба­зар»), почему бывает трудно отвечать за свои поступки. В высказываниях подчеркнуть, что нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут! и не простят.

Основная часть. Формирование и уточнение представлений о том, что близкие люди могут простить друг другу большую часть житейских проступков; что умение прогнозировать последствия! своего поведения и анализировать свои поступки.1 помогает избегать ошибок в дальнейшем.

Учащимся предлагается привести примеры непоправимых ошибок и обычных, житейских ошибок. Подчеркнуть в высказываниях учащихся, что большинство проступков подростков не являются непоправимыми ошибками.

Следующее задание: придумать или вспомните пример наиболее типичного житейского проступка (в группах или индивидуально). Затем желающий представитель одной из групп рассказывает о проступке, а остальные (им предлагается ять позицию близких людей, друзей или родителей) анализируют его причины, пытаются найти оправдание ему. В высказываниях учащихся еще подчеркнуть, что большинство рядовых проступков подростков не являются непоправимыми ошибками которые бы близкие люди ему не смог простить.

Далее учащимся предлагается вспомнить испытанные ими чувства, когда происшествие, связанное с их проступком, закончилось (чувство вины, облегчение, желание, чтобы это больше не повторилось). Предлагается, вспомнив какой-либо свой, проступок, подумать, как можно было бы поступить, чтобы не случилось неприятностей. При этом на раздумья дается не более одной-двух минут. Тратить внимание участников на то, что стремление предвидеть последствия своих поступков, а уже умение анализировать то, что уже случи­сь, может помочь в дальнейшем в похожих обстоятельствах не совершать ошибок.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии. Обсудить смысл житейской мудрости «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Подвести учащихся к выводу о том, что доблесть не в том, чтобы никогда не совершать ошибки, а в умении признавать их.

Обобщение полученных знаний. Обсудить, какие черты характера людей чаще всего приводят к неправильным поступкам, какие — помогают их избежать (ответы можно записать на доске или бумаге в два столбика). Учащимся предлагается закончить фразы:

„_ иногда поступаю неправильно, потому что...» привести в качестве примера особенности своего характера) и «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту своего характера, как...».

Домашнее задание. Обсудить с родителями ситуацию, когда человек, признавая совершенную им ошибку, вызывал симпатию окружающих попробовать следовать этому примеру.

Ведущему на заметку. В основной части можно не предлагать учащимся рассказывать о сво их проступках, если они не проявят такого желания; как вариант этого задания: можно привести пример из кинофильма или литературной произведения.


Сценарная разработка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: