double arrow

Диаграмма ответственности

(по Р.СМИД «Групповая работа с детьми и подростками», М.: 2000)

Обзор

Быть ответственным означает держать ответ за что-то или признать, что именно ты был причиной чего-то. Существует несколько типов ответственности, например: ответственность за себя, ответствен­ность за других, моральная ответственность или юридическая от­ветственность. Несмотря на множество мнений о том, чему и как учить детей, существует определенное согласие, что детям необ­ходимо уже с самого раннего возраста предоставить возможность учиться ответственному поведению, и такое поведение должно на­правляться и подкрепляться значимыми для них взрослыми до тех пор, пока они не вырастут.

Родители, учителя и, в целом, взрослые заинтересованы в том, чтобы дети учились вести себя ответственно. На первый взгляд, понятие ответственности выглядит очень простым, но оно слиш­ком абстрактно. Как же можно научить быть ответственными де­тей, которые мыслят исключительно конкретно? В групповой ра­боте с детьми и подростками я использую «диаграмму ответственности» — технику, которая позволяет сделать наглядны­ми различные аспекты, связанные с ответственностью. Полная кру­говая диаграмма соответствует 100% ответственности в какой-либо конкретной ситуации за то или иное поведение. Детей просят взять на себя некоторую долю ответственности, какой бы маленькой она ни была. Например, ребенок может сказать: «Ну, моя ответствен­ность всего 5%. За все остальное отвечает мой брат». Принятая ответственность становится основой для того, чтобы объяснить ребенку, что можно было сделать, чтобы избежать проблем, и как стать более ответственным в будущем.

Обоснование

Дети не любят, когда их ругают, независимо оттого, понимают ли они, что явились причиной неприятностей, или считают, что не они ответственны за случившееся. Когда кто-то строго напо­минает им об их ответственности, дети обычно стремятся пе­реложить вину на кого-то еще или придумывают различные

объяснения, лишь бы не отвечать за свои поступки. Например, мать может сказать дочери: «Лора, ты оставила открытое по­видло на террасе, и теперь вся банка полна муравьев». Лора скорее всего отклонит это обвинение: «Ну мам, я же не знала, что они сюда залезут!» Другими словами, она не принимает на себя ответственность за то, что муравьи добрались до еды.

Работа с диаграммой помогает детям установить связь между их поведением и его последствиями и избежать при этом ситуации обвинения. Кроме того, они имеют возможность принять участие в поиске более приемлемых вариантов решения проблем. Они на­чинают стремиться к избеганию ситуаций, которые могут ранить других или причинить вред им самим.

Данная техника позволяет:

• Объяснить детям понятие ответственности, проанализиро­вать, как она проявляется в мыслях и поступках.

• Помочь детям понять, что их действия влияют на остальных.

• Объяснить детям, что принятие ответственности за свои действия может стать для них позитивным опытом.

• Помочь детям осознать, что ответственное поведение по­высит их самооценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: