Скульптура зависимости»

Участникам группы предлагается разбиться на тройки и разойтись по комнате в подгруппах так, чтобы не мешать друг другу. Затем каждой из подгрупп предлагается построить «скульптуру зависимости» так, как они ее себе представляют. Ведущий объясняет, что «материалом» для скульптуры будут сами участники, кроме того, они могут использовать любые подручные средства: стулья, одежду и т.д. Дается некоторое время на обдумывание и репетицию, и затем каждая из подгрупп представляет свою скульптуру с необходимыми комментариями. После выступления всех подгрупп проводится групповое обсуждение, во время которого каждому участнику предоставляется возможность поделиться своими чувствами и ощущениями.

Смысл этого упражнения в том, чтобы дать участникам глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же токае зависимость и что происходит с человеком, находящимся в зависимом положении. Для многих людей именно на этом уровне - уровне телесного отреагирования происходит наиболее значимое и впечатляющее знакомство с зависимостью.

Упражнение необходимо закончить скульптурой независимости, которую каждый участник строит для себя самостоятельно, и находится в этой позиции 2-3 минуты. Рефлексия предполагает сравнение переживаний как телесных, так и эмоциональных, двух разных скульптур: зависимости и независимости.

Упражнение

Шахматы»

Если группа большая, то ее делят на две части (по 5-7 человек), количества участников в подгруппах должно быть нечетным. Задается тема для обсуждения: «Допустимо ли употребление наркотиков в обществе?»

Подгруппы рассаживаются кругами и рассчитываются «на первый- второй». Первые номера отстаивают одну точку зрения, начиная свое выступление словами; «Да, употребление наркотиков допустимо...», а вторые - противоположенную: «Нет, употребление наркотиков не допустимо...». Взаимодействие осуществляется по кругу, при этом отвечающий должен сначала перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу собеседнику. Например, «Насколько я понимаю, ты считаешь, что наркотики употреблять нельзя, т.к. это подрывает здоровье человека, но мне кажется, что ничего страшного нет в том, что человек хотя бы один раз попробует наркотик...». Когда один круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположенные благодаря нечетному числу участников.

Это упражнение дает почувствовать, что проблема употребления наркотиков не такая простая,как кажется на первый взгляд. Так, например, наркотические вещества используются в медицине для того, чтобы облегчить страдания больных, или, например, известны случаи из истории, когда наркотики употребляли люди искусства для стимуляции воображения. Смысл этого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у подростка более осознанную позицию в отношении наркотиков и выработать у него навыки аргументированной защиты своей позиции.

Упражнение-активатор

12."Ответственность".

Предложения записыва­ются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения за­кончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не под­ходит, его можно пропустить; в конце дается немного времени для того, что­бы все завершить.

- быть ответственным для меня означает...

- некоторые люди более ответственные, чем другие, - это люди, которые...

- безответственные люди - это...

- свою ответственность по отношению к другим людям я проявляю через...

- вид ответственности, который, я чувствую, более тяжел для меня - это...

- ответственного человека я узнаю по....

- чем сильнее моя ответственность, тем больше я...

- я боялся бы нести ответственность за...

- быть ответственным по отношению к самому себе - это...

- я несу ответственность за...

Ведется обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участникам прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки.

При проведении обсуждения можно дать участникам почувствовать дос­тоинства и недостатки двух позиций: "ответственность за других" и "ответственного отношения к другим".

Приведенная ниже таблица поможет ведущему сориентироваться в этом вопросе:

Когда я чувствую ответственность за других Когда я отношусь ответственно к другим
Я Я
Исправляю Демонстрирую эмпатию
Защищаю  
Спасаю подбадриваю
Контролирую Делюсь
Перенимаю их чувства Конфликтую
Не слушаю Слушаю
Я чувствую Я чувствую
Усталость уравновешенность
Тревогу Свободу
Страх Осознанность
Неуравновешенность Самоценность
Я беспокоюсь о Я беспокоюсь
Решении Об отношениях человека к
Деталях О человеке
Ответах О чувствах
Обстоятельствах С человеком
Том, чтобы не ошибиться Я верю, что моего присутствия с человеком достаточно
Исполнении  
Я манипулятор, т.е. использую других. Я помощник, проводник, т.е. сопровождаю другого
Я думаю, что человек живет в соответствии с моими ожиданиями. Я думаю, что человек сам отвечает за свои поступки.
  Я могу доверять и принимать людей такими, какие они есть.

Упражнение

Шприц»

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком: задача второго отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжить уговоры.

Упражнение

14. "Права человека"

(Исследование самоотношения по Келли)

Вам предлагается составить список Прав человека, которые необходимы для реализации потребностей его Я, а также для укрепления его уверенности в себе.

А теперь сопоставьте его с тем, который составил американский психолог С.КЕЛЛИ:

- ПРАВО БЫТЬ ОДНОМУ

- ПРАВО БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ

- ПРАВО НА УСПЕХ

- ПРАВО БЫТЬ ВЫСЛУШАННЫМ И ПРИНЯТЫМ ВСЕРЬЕЗ

- ПРАВО ПОЛУЧАТЬ ТО,ЗА ЧТО ТЫ ПЛАТИШЬ

- ПРАВО ИМЕТЬ ПРАВА, НАПРИМЕР, ПРАВО ДЕЙСТВОВАТЬ В МАНЕРЕ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА

- ПРАВО ОТВЕЧАТЬ ОТКАЗОМ НА ПРОСЬБУ, НЕ ЧУВСТВУЯ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ ИЛИ ЭГОИСТИЧНЫМ

- ПРАВО ПРОСИТЬ ТО, ЧЕГО ХОЧЕШЬ

- ПРАВО ДЕЛАТЬ ОШИБКИ И БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА НИХ

- ПРАВО НЕ БЫТЬ НАПОРИСТЫМ

- ПРАВО БЫТЬ СОБОЙ

Вариант беседы об ответственности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: