ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ М. ПОРТЕРА
Роль страны базирования
Выход на международный рынок дает дополнительные возможности, но вместе с тем ставит новые проблемы с точки зрения конкуренции. Перед принятием решения об интернационализации необходимо дать ответы на следующие вопросы:39
1. Какими конкурентными преимуществами располагает предприятие для реализации стратегии выхода на международный рынок?
2. Какой может и должна быть структура географического размещения с точки зрения потенциального успеха?
3. Какие формы проникновения и действия на рынке должны быть выбраны?
4. Какая концепция управления международным бизнесом должнабыть выбрана?
5. Как может быть эксплицирована (отражена и уточнена) концепция управления в международном масштабе в частных стратегиях международной активности фирмы (финансовой, сбыта, НИОКР и т. п.)?
39 М. Perlitz. Internationales Management. — Stuttgart: Lucins & Lucins, 1997, s.76.
Ответить на первый вопрос в значительной степени помогает теория международной конкуренции М. Портера. Согласно этой теории, конкурентное преимущество создается и удерживается в тесной зависимости от условий страны базирования; под страной базирования понимается страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.40 МНК действует во многих странах, но основа конкурентного преимущества закладывается в одной или, в исключительных случаях, немногих из них.
|
|
40М. Портер. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993,с. 90.
Фирмы получают конкурентное преимущество, если в стране базирования:
• возможно быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков;
• имеется более доступная и точная информация о перспективных и текущих потребностях потенциальных клиентов;
• предприятия-поставщики или смежники конкурентоспособны на мировом рынке;
• национальная предпринимательская система способствует созданию и удержанию конкурентных преимуществ в данной сфере деятельности.
Перечисленные факторы формирования конкурентного преимущества взаимодействуют друг с другом, создавая системный эффект. Это отражается в модели национального ромба как взаимосвязь всех факторов (см. рис. 5.4).