Предпосылки формирования стратегии МНК

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ М. ПОРТЕРА

Роль страны базирования

Выход на международный рынок дает дополнительные возможности, но вместе с тем ставит новые проблемы с точки зрения конкуренции. Перед принятием реше­ния об интернационализации необходимо дать ответы на следующие вопросы:39

1. Какими конкурентными преимуществами располагает предприятие для ре­ализации стратегии выхода на международный рынок?

2. Какой может и должна быть структура географического размещения с точ­ки зрения потенциального успеха?

3. Какие формы проникновения и действия на рынке должны быть выбраны?

4. Какая концепция управления международным бизнесом должнабыть вы­брана?

5. Как может быть эксплицирована (отражена и уточнена) концепция управ­ления в международном масштабе в частных стратегиях международной активности фирмы (финансовой, сбыта, НИОКР и т. п.)?

39 М. Perlitz. Internationales Management. — Stuttgart: Lucins & Lucins, 1997, s.76.

Ответить на первый вопрос в значительной степени помогает теория между­народной конкуренции М. Портера. Согласно этой теории, конкурентное преиму­щество создается и удерживается в тесной зависимости от условий страны бази­рования; под страной базирования понимается страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необхо­димыми навыками.40 МНК действует во многих странах, но основа конкурентно­го преимущества закладывается в одной или, в исключительных случаях, немно­гих из них.

40М. Портер. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993,с. 90.

Фирмы получают конкурентное преимущество, если в стране базирования:

• возможно быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков;

• имеется более доступная и точная информация о перспективных и текущих потребностях потенциальных клиентов;

• предприятия-поставщики или смежники конкурентоспособны на мировом рынке;

• национальная предпринимательская система способствует созданию и удержанию конкурентных преимуществ в данной сфере деятельности.

Перечисленные факторы формирования конкурентного преимущества взаи­модействуют друг с другом, создавая системный эффект. Это отражается в модели национального ромба как взаимосвязь всех факторов (см. рис. 5.4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: