Сравнение многонациональной и глобальной конкуренции

Условия международной конкуренции в разных отраслях существенно различа­ются. Существуют отрасли, где конкуренция ограничивается национальным рын­ком и не зависит от того, что происходит за его пределами. Такую форму конку­ренции называют многонациональной. В этом случае не существует мирового рынка, а есть набор самостоятельных национальных рынков. Достигнутые на од­ном национальном рынке конкурентные преимущества ограничиваются его пре­делами и не могут быть перенесены в другие страны, где действует данная фирма. Для каждой страны приходится разрабатывать собственную стратегию. Многона­циональная конкуренция характерна, например, для таких отраслей, как пивова­рение, торговля продуктами питания, страхование жизни. Она обусловливается существенными различиями в культурной, экономической и политической среде разных стран.

Глобальная конкуренция имеет место, когда цены и конкурентные условия на­циональных рынков тесно связаны между собой. В этом случае имеет смысл гово­рить о мировом или глобальном рынке: конкурентная позиция фирмы на одном национальном рынке значительно влияет на ее позиции на другом. В условиях глобальной конкуренции лидерство фирмы обеспечивается ее деятельностью на всех рынках, но особенно необходимо завоевать преимущество в стратегически важных странах, где емкость рынка наибольшая и существует развитая инфра­структура. Именно на стратегических рынках конкуренция достигает наиболь­шей остроты. Глобальной конкуренцией характеризуются гражданское авиастро­ение, автомобильная, часовая, шинная, телекоммуникационная и некоторые другие отрасли.

Имеются отрасли, где есть сегменты как с глобальной, так и с многонациональ­ной конкуренцией.

Например, производство смазочных масел для судовых двигателей отличается гло­бальной конкуренцией, так как курсирующие из порта в порт суда требуют одинако­вого обслуживания в любой точке земного шара. В сегменте же автомобильных мо­торных масел преобладает многонациональная конкуренция из-за климатических различий, существования национальных стандартов, высоких удельных затрат на транспортировку и ограниченных возможностей экономии на масштабах. В сегмен­те смазки для судовых двигателей выжили только мировые лидеры: Еххоп, British Petroleum и Shell, а автомобильные масла успешно выпускают действующие на наци­ональных рынках Pennzoil (США), Castrol (Великобритания) и другие фирмы.

Многонациональная конкуренция требует многонациональной корпоратив­ной стратегии, а глобальная конкуренция — глобальной стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: