Политика полицентризма

Другой традиционный тип осуществления технологических изменений, «local-for-local», предполагает, что дочерние компании МНК используют собственные воз­можности и ресурсы для разработки новых технологий, обеспечивающих их соб­ственные потребности. Эта модель позволяет отражать уникальные потребности различных стран, в которых действуют МНК. В современных условиях, несмотря на то что определенно укрепляется тенденция глобализации во многих отраслях, необходимость учета особенностей местного спроса и страновых различий не исче­зает, а зачастую даже возрастает.

Корпорация Unilever имеет целый ряд причин разрабатывать глобально стандарти­зированные продукты. Возрастающие затраты на НИОКР и их сложность, конкурен­тная борьба с другими МНК, такими как Procter&'Gamble, — все это усиливает тенден­ции к глобализации. Однако способность компании Unilever при проведении технологической политики распознавать и реагировать на локальные потребности и возможности стала ее важнейшим конкурентным преимуществом. Например, когда у компании возникли проблемы с реализацией нового моющего средства на таком ги­гантском рынке, как Индия, где большинство моющих средств уходило ручьями, ло­кальная разработка, позволившая превратить синтетические моющие средства в фор­му твердой таблетки, дала компании продукт, который захватил в стране большинство прилавков, торгующих мылом.

Но у такого типа инновационного процесса есть и отрицательные стороны:

• не всегда обоснованное стремление национальных отделений к автономии;

• дублирование разработок, уже проведенных в других дочерних компаниях МНК, в случае, когда каждое национальное отделение ищет собственное ре­шение общей проблемы;

• возникновение дополнительных издержек на проведение НИОКР.

В корпорации Philips британская дочерняя компания потратила огромное коли­чество ресурсов на создание нового дизайна телевизоров, который специально со­ответствовал бы местному рынку. Конечный продукт практически не имел принци­пиальных отличий от стандартного европейского, который в это же время пытались внедрить менеджеры материнской фирмы. В результате компания вынуждена была задействовать пять вместо четырех телевизионных заводов в Европе, что постави­ло под угрозу общую эффективность и конкурентоспособность Philips.

При проведении технологической политики менеджеры МНК должны в одно и то же время повышать эффективность централизованных и локальных инноваций, а также создавать условия для поиска новых форм осуществления транснациональ­ных инноваций. Таким образом, кроме вышеописанных типов инновационного процесса в последние годы все большее распространение получают новые методы осуществления технологических изменений. Эти методы можно разделить на две категории3: «locally-leveraged» (распределенная система технологического разви­тия) и «globally-linked» (интегрированная система технологического развития).

3Там же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: