К эффективной работе на организацию людей приходится принуждать (мотивировать, стимулировать).
Мотивация (стимулирование) – означает процесс побуждения всех участников деятельности организации, направленный на достижение целей её развития.
Функция мотивации – есть процесс, реализуемый через систему материального и морального стимулирования, принятую в данной организации.
Мотивациясвязана с такими специфическими категориями как потребность, побуждение, стимул, вознаграждение.
Потребность – это ощущение дефицита, сопровождаемое стремлением его ликвидировать.
Побуждение в мотивационном механизме – это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т.е. мотивы целенаправленной деятельности. Побуждение проявляется в мотивационном поведении человека или коллектива.
Стимул в мотивационном механизме – это внешняя причина, побуждающая человека к действию, направленному на достижение цели, результата.
Стимулирование – это предоставление участникам организационной деятельности возможности удовлетворения своих потребностей или реализации ожиданий. Стимулирование тесно связано с вознаграждением за достигнутые результаты.
Вознаграждение – это материальная или моральная (психологическая) оценка человеком результата удовлетворения потребности, т.е. всего процесса мотивации. Вознаграждение бывает внешнее – со стороны руководителя, и внутреннее – самооценка удовлетворения от результата.
Мотивация сотрудника к эффективному труду, причины побуждающие его к этому весьма разнообразны и сложны. Задача менеджерасостоит в умелом использовании знания об этих причинах для того, чтобы организационные цели стали внутренними целями сотрудника.
Выделяют четыре подхода к мотивации:
- традиционный;
- с позиций человеческих отношений;
- с позиций человеческих ресурсов;
- современный подход.
Традиционный подход – выражается в методе «кнута и пряника». При применении этого метода использовались как неэкономические методы (например, физическое наказание крепостного, невозможность работнику найти другое место работы…), так и экономическое стимулирование человека (уровень заработной платы, премирование… - человек экономический).
Подход с позиций человеческих отношений начал формироваться на основе Хотторнских экспериментов (1924-1932 г.г.). Повышается роль неэкономических, социальных факторов мотивации (общение, социальный статус… – человек социальное существо).
Подход с позиций человеческих ресурсов – основан на целостном представлении о человеке (человек экономический + человек социальный). Менеджер должен относится к работнику как к компетентной, ориентированной на высокие результаты личности, воспринимающей труд как увлекательное, интересное занятие, способное к тому же удовлетворять личные потребности.
Современный подход опирается на теории мотивации.
Мотивация человека к эффективному труду может принимать самые разнообразные формы. Основные из них сведены в классификационную схему представленную на рис. 15.1.
Теории мотивации
Как мы уже сказали, современные методы мотивации опираются на теории мотивации, разработанные за последние несколько десятилетий. Основные теории мотивации можно разнести в две принципиально разные по содержанию группы теорий - содержательные и процессуальные теории мотивации (рис. 15.2)