Основные понятия и виды мотивации

К эффективной работе на организацию людей приходится принуждать (мотивировать, стимулировать).

Мотивация (стимулирование) – означает процесс побуждения всех участников деятельности организации, направленный на достижение целей её развития.

Функция мотивации – есть процесс, реализуемый через систему материального и морального стимулирования, принятую в данной организации.

Мотивациясвязана с такими специфическими категориями как потребность, побуждение, стимул, вознаграждение.

Потребность – это ощущение дефицита, сопровождаемое стремлением его ликвидировать.

Побуждение в мотивационном механизме – это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т.е. мотивы целенаправленной деятельности. Побуждение проявляется в мотивационном поведении человека или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме – это внешняя причина, побуждающая человека к действию, направленному на достижение цели, результата.

Стимулирование – это предоставление участникам организационной деятельности возможности удовлетворения своих потребностей или реализации ожиданий. Стимулирование тесно связано с вознаграждением за достигнутые результаты.

Вознаграждение – это материальная или моральная (психологическая) оценка человеком результата удовлетворения потребности, т.е. всего процесса мотивации. Вознаграждение бывает внешнее – со стороны руководителя, и внутреннее – самооценка удовлетворения от результата.

Мотивация сотрудника к эффективному труду, причины побуждающие его к этому весьма разнообразны и сложны. Задача менеджерасостоит в умелом использовании знания об этих причинах для того, чтобы организационные цели стали внутренними целями сотрудника.

Выделяют четыре подхода к мотивации:

- традиционный;

- с позиций человеческих отношений;

- с позиций человеческих ресурсов;

- современный подход.

Традиционный подход – выражается в методе «кнута и пряника». При применении этого метода использовались как неэкономические методы (например, физическое наказание крепостного, невозможность работнику найти другое место работы…), так и экономическое стимулирование человека (уровень заработной платы, премирование… - человек экономический).

Подход с позиций человеческих отношений начал формироваться на основе Хотторнских экспериментов (1924-1932 г.г.). Повышается роль неэкономических, социальных факторов мотивации (общение, социальный статус… – человек социальное существо).

Подход с позиций человеческих ресурсов – основан на целостном представлении о человеке (человек экономический + человек социальный). Менеджер должен относится к работнику как к компетентной, ориентированной на высокие результаты личности, воспринимающей труд как увлекательное, интересное занятие, способное к тому же удовлетворять личные потребности.

Современный подход опирается на теории мотивации.

Мотивация человека к эффективному труду может принимать самые разнообразные формы. Основные из них сведены в классификационную схему представленную на рис. 15.1.

 
 


Теории мотивации

Как мы уже сказали, современные методы мотивации опираются на теории мотивации, разработанные за последние несколько десятилетий. Основные теории мотивации можно разнести в две принципиально разные по содержанию группы теорий - содержательные и процессуальные теории мотивации (рис. 15.2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: