Двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга

Ф.Герцберг показал, что на эффективность деятельности людей, заинтересованности их в результате этой деятельности влияют факторы двух содержательно разных групп. Автор назвал одну группу гигиеническими факторами влияния, а другую группу – мотивирующими факторами (или мотиваторами). На рис. 15.4 представлена схема, поясняющая данную теорию.

Гигиенические факторы влияния на человека-работника – это те обстоятельства, которые формируют комфортные условия труда для данного человека в этой организации. К ним автор отнес политика администрации по отношению к персоналу, климат в коллективе, удобство и оснащенность рабочего места, удобство времени работы и гибкость графика и т.п. Любопытно, что Герцберг к гигиеническим факторам отнес заработную плату. Объяснение этому обстоятельству связано, видимо, с тем, что уровень оплаты труда в развитых капиталистических странах был для респондентов (при обследовании «синих воротничков») вполне приемлемым, он удовлетворял их запросы. В России – этот фактор, скорее всего, мощный мотиватор.

Мотивирующие факторы влияния на работника – это возможность карьерного роста, получения новых знаний, необходимых человеку, его статусный рост, удовлетворение его творческого потенциала и т.д.

В соответствии с этой теорией человек мотивирован к демонстрации высоких результатов при полном удовлетворении гигиенических факторов и наличии существенных для него мотиваторов. Если же гигиенические факторы удовлетворяются полностью, но так же полностью отсутствуют мотиваторы, то человек, скорее всего, не испытывает неудовлетворения от работы в этой организации, но он и не стремится демонстрировать высокие результаты своей деятельности. Неудовлетворение хотя бы некоторых гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности человека работой на данном предприятии, он будет искать более приемлемые для него условия труда в других организациях.


Между рассмотренными теориями А.Маслоу и Ф.Герцберга имеется определённое сходство, при детальном рассмотрении можно обнаружить, что группы факторов влияния на поведение человека у Маслоу совпадают по сути с гигиеническими факторами и мотиваторами у Герцберга. Это сходство демонстрируется в табл.15.2.

Таблица 15.2

Соотношение теории потребностей А.Маслоу и Ф.Герцберга

Теория А.Маслоу Теория Ф.Герцберга
1.Самовыражение 2. Уважение Мотивирующие факторы
1. Социальные потребности 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем 3.Физиологические потребности Гигиенические факторы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: