Информация – предмет труда в процессе управления, является средством коммуникации между людьми.
Информация, используемая для управления подразделяется на:
- базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи;
- текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи;
- документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных, бухгалтерских и иных документах);
- недокументированную, фиксируемую на вербальном уровне (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты и т.д.)
По аспектам управленческой деятельности информация бывает:
- Экономической;
- Организационной;
- Социальной;
- Технической.
В последние годы потребности в информации при принятии управленческих решений всё больше смещаются в сторону специфической и целенаправленной информации о рынках, конкурентах, ресурсах, конкретных сделках и т.п. Весь этот огромный объем данных может быть переработан и представлен лицу принимающему решения только с помощью современных информационных систем.
|
|
Информационная система – совокупность взаимосвязанных элементов, способствующих реализации всего комплекса операций по обеспечению процесса управления необходимой информацией.
Различают локальные, корпоративные и глобальные информационные системы.
Локальная информационная система – это совокупность информационных подсистем и элементов, обеспечивающих нормальное функционирование предприятия посредством внутренних коммуникаций (САПР,АСТПП, АСУТП, АСУП, АРМ…).
Корпоративная информационная система – это внутренние коммуникации одного предприятия, функционирующие на его различных территориально разобщенных объектах.
Глобальная информационная сеть – это внешние коммуникации, обслуживающие неограниченное количество пользователей (организаций). (Internet).
Пользователь современной ИС должен иметь возможность:
Ø Со своего рабочего места осуществлять поиск в базе данных необходимой информации;
Ø Решать проектные, плановые и другие управленческие задачи по их постановкам (описаниям) и исходным данным, независимо от сложности математических моделей;
Ø С помощью аккумулированных в базе данных о предметной области распознавать и диагностировать планы действий, вдвигать и проверять гипотезы, выявлять закономерности в т.ч. там, где математические модели трудно использовать.
Указанные возможности могут реализовываться в различных информационных системах:
v Информационно-поисковых системах (ИПС);
v Расчетно-логических системах;
v Экспертных системах.
Информационно-поисковые системы позволяют вводить запрос на естественном языке. При этом ответ формируется за счет информации не только в явном виде, хранящейся в памяти, но и полученной путем логического вывода и вычислений.
|
|
Расчетно-логические системы основаны на принципе библиотечной организации программ.
Экспертные (имитационные) системы используются там, где формализация с применением математических моделей затруднена или невозможна. Они основаны на логико-лингвистических моделях семантического характера.
Наиболее эффективными сегодня считаются автоматизированные информационные системы (АИС) в менеджменте и проектировании (САD-CAM, SAP…).
Такие модели дифференцируются по функциональным областям и включают в себя:
§ Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ);
§ Системы автоматизированного проектирования (САПР);
§ Автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП);
§ Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУТП);
§ Автоматизированная система управления рабочим местом проектировщика (САПР);
Контрольные вопросы по теме 13.
1. Дайте определение понятия «коммуникации» и определите цели коммуникаций.
2. Какие виды формы коммуникаций вы знаете?
3. Назовите существующие средства коммуникации.
4. Определите значение коммуникаций в организации.
5. Опишите содержание коммуникационного процесса и его элементов.
6. Определите результаты коммуникационного процесса.
7. Какие отличия в коммуникации имеются с позиций организационного поведения.
8. Охарактеризуйте специфику управленческого труда.
9. Приведите классификацию информационных систем и дайте их определение.
10. Какие автоматизированные системы обеспечивают функционирование предприятия?