Теория потребностей А.Маслоу

А. Маслоу исследовал потребности человека и пришёл к выводу о том, что эти потребности разнообразны, но могут быть выстроены в некую иерархию, при этом потребности более низкого уровня в этой иерархии человек стремится удовлетворить раньше, чем потребности высших иерархических уровней. В результате возникла «пирамида потребностей А.Маслоу» (рис. 15.3).

По Маслоу все потребности человека могут быть расположены в виде строго заданной иерархии.

Первичные потребности (1-2) по своей природе носят физиологический или врожденный характер, они заложены на генном уровне человека.

Физиологические потребности. Вне организации это пища, вода, возможность реализации инстинктов. В организации – это заработная плата, бытовые условия труда и отдыха [8].

Потребности в безопасности. Вне организации это отсутствие насилия, хорошая экология, надежное и удобное жильё. В организации – безопасность труда, гарантия занятости, своевременная выплата заработной платы.

 
 


Вторичные потребности (3-5) – благоприобретенные человеком в процессе его жизни, они носят морально-психологический характер, осознаются обычно с опытом. В силу различия в приобретенном опыте вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные. На эту группу потребностей оказывают влияние разнообразные факторы. К числу основных факторов, влияющих на структуру вторичных потребностей человека, можно отнести следующие:

Ø Наследственность (характер, талант…);

Ø Влияние (семьи, школы, друзей…);

Ø Степень обеспеченности, образованность, информированность, личный опыт…

Ø Традиции общества, его ценности.

Потребность в отношениях принадлежности. Вне организации – это принадлежность к семье, клану, группе друзей. В организации – принадлежность к рабочей группе, к коллективу организации, управленческой прослойке.

Потребность в признании, уважении, удовлетворении чувства собственного достоинства. Вне организации – это одобрение семьи, друзей, общества. В организации – признание высокого профессионального статуса, доверие коллег и руководства.

Потребность в самовыражении. Вне организации – это проявления творчества, эмоциональное выражение самочувствия. В организации – возможность повышения квалификации, привнесение в производственный процесс инновативности, проявления творческих способностей.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека, прежде чем на мотивации начнут сказываться потребности более высокого уровня.

Менеджер должен определить доминирующие потребности каждого работника и мотивировать эффективность его труда через их удовлетворение. Для этого существует множество возможностей, методов, которые должен знать и уметь искусно использовать руководитель (табл. 15.1).

Таблица 15.1

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности
  Давайте сотрудникам такую работу, которая позволит им общаться. Создавайте на рабочем месте дух единой команды Проводите с подчиненными периодические совещания Не старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят вреда организации Создавайте условия для социальной активности сотрудников вне рамок организации
Потребности в уважении
  Предлагайте подчиненным более содержательную работу Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты. Привлекайте подчиненных к формулированию целей и выработке решений. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. Обеспечивайте обучение и переподготовку, повышая компетентность работников.
Потребность в самовыражении
    Обеспечивайте подчиненным возможность и развитие, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

Однако существует несколько отличная точка зрения на теорию потребностей. Проф. ИНЖЭКОНа Б.М.Генкин считает, что потребности не следует выстраивать в иерархию, А.Маслоу не делал этого, он не рисовал пирамиду потребностей, это сделали его последователи уже после смерти учителя. Согласно этому подходу была, фактически, сформирована новая теория [1], в соответствии с которой все потребности можно разнести в две группы:

v Потребности существования;

v Потребности достижения целей жизни.

Потребности существования могут удовлетворяться в различной степени, т.е. по ступеням или по базовым уровням. У разных людей базовый уровень свой. Но с каждого базового уровня должны удовлетворяться и определенные целевые установки человека более высокого порядка – своеобразная стратегическая цель его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: