Исторический очерк: люди управляют людьми

Люди – существа социальные, то есть они трудятся и живут совместно. И если у людей не достает умения осуществлять совместное свое проживание, управлять ситуацией, они прибегают к различным формам насилия – от прямого физического до мало заметного манипулирования одних людей другими. Однако прежде чем добраться до только что начавшегося века, управленческая мысль проделала тысячелетний путь, полный приключений.

Во все времена для достижения целей, которых нельзя было достичь в одиночку, люди находили некие способы организации совместных действий.

Всегда в таких случаях надо было решать, как минимум, две задачи:

· разделение обязанностей (функций) между всеми участниками совместной работы;

· согласование (координация) действий отдельных людей и групп для достижения общей цели.

С доисторических времен до наших дней управляющие решают две эти задачи.

Первой исторической формой решения этих задач были, по-видимому, земледельческие, скотоводческие и охотничьи племена. Образцы социального поведения, которые мы сейчас называем управлением, отражались в наскальных изображениях сцен охоты, ритуалах, предаваемых от поколения к поколению, в строгих правилах осуществления тех или иных социально значимых действий.

Социальная «мегамашина» [1] Древнего Египта

Второй этап в развитии способов управления и знаний, с ним связанных, видимо, относится к цивилизации древнего Египта, которая сложилась 4-5 тысяч лет назад. Имхотеп – имя одного из великих менеджеров человечества, которое мы можем назвать в связи с этим. Он спроектировал и соорудил для фараона Зосера пирамиду, решив проблему широкомасштабной организации совместного труда тысячи людей. Управление транспортировкой колоссальной гранитной статуи на огромное расстояние, изображенное на древнем памятнике, свидетельствует о том, что менеджеры этой цивилизации уже владели всеми основными функциями управления.

Вклад египетской цивилизации в развитие управления кратко можно сформулировать так:

· осознание необходимости планирования, организации и контроля;

· признание важности выработки и сохранения на протяжении всего проекта некоторых «правил игры»;

· необходимость децентрализации в управлении огромным проектом и, в связи с этим, использование «письменных документов» в управлении и выделение штабных функций.

Главный вывод, который мы можем сделать в отношении достижений египетского менеджмента, таков: была изобретена и опробована огромная социальная машина, имя которой – бюрократия.

Различия между людьми были «стерты с лица земли», их место заняли функциональные различия отдельных категорий работников. Благодаря этому:

· тысячи участников работ были организованы в стандартные функциональные группы;

· возникла управленческая пирамида – иерархия ответственности за исход работ;

· стало возможным пооперационное разделение труда.

Создание социальной мегамашины по имени «управление» было огромным достижением человеческого рода. Но это был первый шаг. Чтобы осознать управление как специальную деятельность, людям древнего Египта надо было абсолютизировать единообразие людей и строгое подчинение единой воле. Отдельный человек и даже племя «растворились» в безликой социальной машине. За это рано или поздно надо было расплачиваться. Невыносимо тяжелые условия работы и извечное стремление человека к индивидуальности «развалили» египетское социальное изобретение уже к VI веку до Рождества Христова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: