Школа научного управления

Начнем мы с так называемой школы научного управления. К ней принадлежали: Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Ганнт и др.

Фредерик У. Тейлор (1856-1915) по праву считается основателем современного менеджмента.

В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком: сначала рабочим, затем менеджером, а затем главным инженером в сталелитейной компании.

На смену расплывчатым принципам управления Тейлор предложилстрогую научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».

В основе «тейлоризма» лежат 4 научных принципа:

· создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы;

· отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, профобучение;

· сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;

· равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.

Тейлор считал, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он утверждал, что именно награда представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять человеком. Тейлор разработал систему материальных стимулов. Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предлагал использовать «прогрессивную» систему оплаты. Награду Тейлор представлял не только как денежное вознаграждение. Он предлагал идти на уступки рабочим, а так же организовывать для них бани, столовые, читальни, вечерние курсы, детские сады и т.д. Все это Тейлор считал ценным «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих», которое «вызывает у них добрые чувства по отношению к хозяевам».

Вместо доминировавшей во времена Тейлора идеи – выживает сильнейший («наиболее приспособленный») – Тейлор отстаивал и развивал стратегию сотрудничества
Тейлор был очень изобретательным управляющим, на одной из фабрик, где работали преимущественно молодые женщины, был приобретен огромный породистый кот, который сделался любимцем работниц. Игра с этим животным во время перерыва улучшало их настроение, в связи с чем они с большей энергией принимались за работу.

Тейлоризм — это организационная гармония, экономическая и психологическая целесообразность.

Это важно! Вместо доминировавшей во времена Тейлора идеи – выживает сильнейший («наиболее приспособленный») – он отстаивал и развивал стратегию сотрудничества и это являлось источником нравственной энергии его прямых последователей.

История своеобразно распорядилась его наследием. Многие потом воспринимали его идеи и разработки, как «социо-технические» приспособления для того, чтобы выжать из работающих людей все возможное. В.И. Ленин утверждал, что «социализм плюс тейлоризм равняется коммунизму», современная «макдональдизация» многих производств – все эти попытки тотальной рутинизации производственной жизни частично могут вытекать из наследия Тейлора, однако, он не несет ответственности за такие упрощения

Генри Л. Ганнт (1861-1919), один из учеников Тейлора, интересовался уже не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Ганнт считал, что «основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования и распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение».

Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности организаций.Он разработал целую систему плановых графиков (знаменитые «графики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.

Ганнт разработал систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты труда резко повысила заинтересованность работников в выполнении и перевыполнении высокой нормы выработки.

Ганнт считал, что проблема человеческого фактора является одной из важнейших проблем менеджмента. Его позиция заключалась в том, что рабочему должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Он строил планы грядущей «демократии» на производстве и мечтал о гуманизации науки управления в будущем.

Фрэнк Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников, что помогло ему разработать самокарты – карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления.

Лилиан Гилбрет первой начала заниматься вопросами управления кадрами: научным подбором, расстановкой и подготовкой.

Обратите внимание! Ф. и Л. Гилбрет развили идеи Тейлора, они уже искали ответы на вопросы, как повысить производительность, работаялучше, а не быстрее. А эти вопросы уводили от технического взгляда на производственную жизнь, давая дорогу размышлению о содержании работы и смысле жизни. Кто-то однажды спросил Френка Гилбрета: «А для чего, собственно ты бы хотел сберечь время?» «Для работы, если ты ее любишь,- ответил он, - для образования, для того, чтобы стать красивым, для искусства, для удовольствия,… для игры в ножички, если к этому лежит душа».

Американский ученый Гарринггон Эмерсон (1853-1931) также был последователем Тейлор. В 1912г. вышел главный труд его жизни «Двенадцать принципов производительности». В этой работе он сформулировал двенадцать принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения и сегодня:

1. Хорошо поставленные цели как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.

3. Консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации».

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за производительность.

Генри Форд (1863-1947), основатель американского автомобилестроения, был и одним из создателей «философии практики» XX в. Самоуверенный и в чем-то наивный романтик превратился к концу жизни в упрямца, не признающего многих перемен. В 1915 году он пытался зафрахтовать «корабль мира», чтобы отправиться в Европу и уговорить всех воюющих остановить европейскую бойню. Он основывал школы, сельские клубы, восстанавливал сельские поселки и фабрики.

Г. Форд разработал теорию, опубликованную в его книгах «Моя жизнь, мои достиже­ния» и «Сегодня и завтра».Основные положения теории «фордизма»:

· высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;

· обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Форд считал, что одна из целей промышленности – это не только снабжать потребителей, но и создавать их.

В 1914 г. Форд ввел на своих заводах самую высокую оплату труда, что вызвало возмущение многих предпринимателей, однако он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.

Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу: «Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле».

На всех предприятиях Форда выполнялись следующие принципы:

· тяжелые работы выполняли машины;

· оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств;

· чистота, гигиеничность, уют;

· строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных операций от монотонных до требующих творческого подхода.

Форд считал, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу.

Основные достижения и последствия деятельности Г.Форда таковы:

1. Масштабная, определившая целую эпоху, механизация автомобильной отрасли.

2. Глубокая вертикальная интеграция.

3. Гибкое отношение к хранению и перемещению запасов производства.

4. Развитие представления о рабочем, не только как об источнике рабочей силы, но, и как потребителе – участнике массового рынка. Его девиз: «Высокие зарплаты для создания крупных рынков».

5. Г. Форд верил и много делал для того, чтобы индустриализация подтолкнула процесс замены коррумпированных и паразитирующих аристократов и финансовых «тузов» новым социальным классом людей, которые производят блага.

Заслуга Тейлора, Ганнта, Ф. и Л. Гилбрет, Форда и других представителей школы научного управления заключается в утверждении следующих принципов:

1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Выделение планирования в отдельный процесс.

6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

7. Формирование функций менеджмента.


ЗАДАНИЕ

Ответьте кратко на следующие вопросы:

  1. В чем суть «тейлоризма»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Kaкой вклад в развитие менеджмента внесли супруги Френк и Лилиан Гилбрет?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите три наиболее важных, на Ваш взгляд, принципа производительности труда из двенадцати, сформулированных Г. Эмерсоном:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем суть «фордизма»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: