Из монастырей в светскую жизнь мастерских и артелей

Новым историческим местом, где искусство управления обрело свежее дыхание, впитав все лучшее, что было в прошлом, стали, по всей видимости, христианские монастыри.

Все, что достигалось ранее невероятным скоплением народа для строительства пирамид или в античных городах, теперь осуществлялось в относительно малых социальных институтах – монастырях. Порядок здесь был не менее строгим, чем при строительстве пирамид. Однако обязанность трудиться покоилась на моральных установках, например, св. Бенедикта Нурсийского. Труд уже воспринимался не как проклятие, дисциплина понималась как добровольная обязанность, отношения носили человеческий характер.

Важным этапом в развитии новых принципов управления было:

· изобретение трудосберегающих машин (водяные и ветряные мельницы и т.п.);

· осознанное чередование умственного и физического труда;

· совместное (коллективное) планирование работ.

Трудосберегающие машины, связанные в единую технологическую цепочку, а также принципы гибкой ненасильственной организации труда приблизительно с XI века вышли из монастырей и осели в небольших городах и деревнях, обретая новую жизнь. Благодаря этому люди получили разнообразную трудовую занятость, наличие свободного времени для духовного развития, достаточное количество еды и одежды. Разумеется, средневековый способ управления трудовой деятельностью, вобравший в себя в той или иной мере идеи предшественников, был далек от совершенства. Однако это был ощутимый шаг вперед.

В XIX веке к достижениям средневекового ремесленничества достаточно было:

· добавить мельчайшее разделение труда;

· реставрировать бюрократическую машину, изобретенную еще в Египте;

· разработать строгую регламентацию деятельности;

· обеспечить пожизненную прикованность к профессии.

В результате условия труда ухудшились, однако производительность труда увеличилась.

Вот некоторые вехи средневековой и более поздней Европы в развитии идей управления:

· попытка сформулировать требования к руководителю (Альфараби,900г.);

· изобретение двойной записи в бухгалтерии (Л. Пачоли Генуэзец,1340г.);

· учет издержек производства (Франсиско Ди Марко, 1395г.);

· осознание важности массового согласия, формулирование требований к лидеру, необходимость целеустремленности в организации (Макиавели,1525г.);

· специализация промышленных рабочих, контроль и расчет оплаты труда (Адам Смит,1776);

· анализ и обобщение человеческой мотивации (Дж Милл,1820г.).

С такими достижениями в области управления человечество и вошло в XX век.

История развития менеджмента в ХХ веке поистине удивительна, она написана людьми незаурядными – рыцарями ХХ века. Благодаря сподвижникам менеджмента, в двадцатом столетии была найдена альтернатива насилию.


Подведите, пожалуйста, итоги данной темы, ответив на следующие вопросы:

Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова для Вас лично практическая польза от изучения этой темы? Постарайтесь указать конкретную ситуацию, в которой Вы будете опираться на понятия или общие идеи, почерпнутые Вами в данной теме:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Что вызвало у Вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс, и преподавателем:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие идеи этой тему вызывает у Вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем Вы не согласны. Приведите примеру в пользу своей точки зрения:

___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: