Управление человеческими ресурсами

Человеческий ресурс – это основной ресурс любой организации, подобные высказывания стали общим местом почти всех учебников по менеджменту. За признанием этого приоритета встает вопрос, как приумножать этот ресурс и использовать эффективно. Это не простая задача, поскольку персонал высокого уровня не только трудно вырастить, но трудно и удержать в организации. Управление человеческими ресурсами – это сложный механизм с тонкими настройками. Ниже мы познакомимся лишь с «вершиной айсберга», но в последующих модулях мы снова и снова будем осваивать эту сложную и интересную тему.

Управление человеческими ресурсами (персоналом) – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом и правильную его расстановку. Система управления человеческими ресурсами призвана сыграть решающую роль в обеспечении условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между ней и работникам в рамках стратегии бизнеса.

Обычно выделяют следующие задачи управления персоналом:

· обеспечение организации квалифицированными кадрами;

· создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников;

· совершенствование систем оплаты труда и мотивации;

· повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала;

· предоставление работникам возможностей для развития, повышения квалификации и профессионального роста; стимулирование творческой активности;

· формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата;

· совершенствование методов оценки персонала; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников;

· участие в разработке организационной стратегии

Все эти задачи являются необходимым и, в принципе, достаточным набором направлений деятельности управляющих для достижения процветания организации.

Управление человеческими ресурсами включает в себя следующие этапы:

· набор на работу;

· удержание кадров;

· служебные отношения;

· оценка исполнения;

· правила охраны здоровья и безопасности;

· и другое.

Основополагающим документом, регламентирующим порядок формирования персонала организации, его обязанности, взаимоотношения и т.п., является «Положение о персонале».

Каждый сотрудник организации обязан знать нормы и принципы, изложенные в документе «Положение о персонале» и следовать им
Каждый сотрудник организации обязан знать нормы и принципы, изложенные в документе «Положение о персонале» (включая все приложения к нему) и следовать им. В качестве формального подтверждения ознакомления персонала с данным документом может служить «Лист ознакомления с Положением и его приложениями».

Положение о персонале, как правило, содержит следующие разделы:

1. Общие положения по управлению персоналом в организации:

· определение персонала организации;

· классификация персонала по категориям, исходя из анализа видов работ, связанных с ведением дел и соответствующих нормативов, обязанностей и индивидуальных требований к персоналу, выполняющему эти виды работ;

· перечень, назначение и взаимосвязь нормативных документов организации по управлению персоналом (штатное расписание, организационная структура, должностные инструкции, профили компетенций, квалификационные требования);

· перечень законодательных нормативных документов, соответствие которым обязательно при регулировании трудовых отношений с сотрудниками организации.

2. Основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала (носят скорее этический характер, отражающий культуру организации, но часть из них может иметь статус обязательных для персонала данной организации).

3. Порядок оформления трудовых отношений:

· описание формы возможных трудовых договоров компании;

· перечень документов, необходимых для приема на работу;

· дополнительные требования к лицам, претендующим на занятие вакантных должностей;

· условия прохождения испытательного срока и приема на работу;

· условия расторжения трудового договора.

4. Основные права и обязанности персонала (права, обязанности, добровольные обязательства, ожидания сотрудников, применимые ко всем категориям персонала.

5. Основные права и обязанности руководства организации (права, обязанности, добровольные обязательства, гарантии для персонала, которые берет на себя руководство).

6. Рабочее время и время отдыха (декларируются общие для всей организации правила трудового распорядка и ответственные лица за разработку специфических правил для отдельных подразделений; все остальное выносится в отдельные Правилами внутреннего трудового распорядка).

7. Социальные гарантии, предоставляемые персоналу (обязательно указание не только материальных гарантий).

8. Повышение квалификации персонала (декларация необходимости повышения квалификации и общих принципов системы развития персонала; в случае наличия в организации развитой системы обучения персонала порядок и регламенты ее функционирования лучше вынести в отдельное «Положение по обучению и развитию персонала»).

9. Меры дисциплинарного воздействия (перечень, используемых в организации поощрений и взысканий к сотрудникам; с указанием лиц, которые могут применять поощрения и накладывать взыскания; и критерии для применения поощрений и наложения взысканий).

10. Заключительные положения, которые определяют область применения Положения о персонале, порядок ознакомления с его содержанием персонала, порядок внесения изменений в настоящий документ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: