Качество как компонент политики государства

Как для отдельного человека, так и для государства необходима смыслообразующая идея, которая оправдывает его существование в собственных глазах и в глазах окружающих. Если такая идея отсутствует, то отдельный человек переживает невроз, а государство – политический кризис.

К концу 60-х годов ХХ века политиками, бизнесменами и учеными большинства промышленно развитых стран стала ощущаться неотложная потребность сформулировать такую «национальную» идею, которая:

· исключала бы опасность возникновения новых войн;

· обладала бы способностью консолидировать нацию, то есть объединять людей, придерживающихся разных, иногда принципиально разных, политических убеждений;

· была бы достаточно интернациональной и способствовала бы не разобщению, а соединению стран и народов;

· была бы понятна и близка людям всех слоев и социальных групп в обществе.

Такая идея была сформулирована авторитетнейшим собранием политиков, бизнесменов, ученых – Римским клубом. Она относилась к задаче повышения качества жизни в обществе, а именно:

· защите прав личности, в том числе защиту прав потребителей на качественные изделия и услуги как неотъемлемые права личности;

· обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, в том числе охрану окружающей среды как необходимое условие такой безопасности.

Позднее комиссия Европейского Союза разработала концепцию гармонизации отношений между государствами. Статья 100 этой концепции говорит: «Гармонизация правовых норм и предписаний государств – членов ЕС будет сопровождаться установлением принудительного требования к здоровью и безопасности, которые должны войти в законодательство каждой из стран-членов и с учетом которых изготовленное в любой из стран изделие может находиться в свободном обращении в ЕС».

Одновременно с требованием по созданию высокого единого европейского уровня качества продукции и услуг ЕС считает необходимым достичь еще двух целей:

· улучшение конкурентоспособности в европейской промышленности, особенно с точки зрения требований международного рынка;

· проведение мероприятий по созданию базы доверия во всей Европе в отношениях «изготовитель и потребитель»

Для России в настоящее время задача по созданию базы доверия в отношениях «изготовитель и потребитель» является крайне актуальной. Как вытекает из наших рассуждений выше, методы ее решения должны опираться на три основных принципа:

· наличия системы качества у поставщика товаров и услуг;

· оценки качества товаров и услуг организацией, независимой и от поставщика, и от потребителя, но которой они доверяют;

· единой оценки соответствия качества товаров и услуг и уровня систем качества у поставщиков (сертификации).

Таковы основные идеи, относящиеся к управлению качеством. Мы видим, что проблема качества выходит за пределы одной отдельно взятой организации. Это задача общенационального масштаба и решать ее необходимо в тесной связке бизнесменам, политикам и ученым.

Более подробно проблемы управления качеством Вы будете изучать в специальном курсе.


Подведите, пожалуйста, итоги данной темы, ответив на следующие вопросы:

Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова для Вас лично практическая польза от изучения этой темы? Постарайтесь указать конкретную ситуацию, в которой Вы будете опираться на понятия или общие идеи, почерпнутые Вами в данной теме:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Что вызвало у Вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс, и преподавателем:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие идеи этой тему вызывает у Вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем Вы не согласны. Приведите примеру в пользу своей точки зрения:

___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Осознание «управления проектами» в качестве особой деятельности произошло во второй половине ХХ века. Это связано с тем, что в ХХ веке люди стали все чаще и чаще осуществлять проекты, масштабы которых выходили не только за границы десятков и сотен организаций, но и приобретали международный размах. Высадка управляемого модуля или человека на Луну, строительство огромных плотин, отдельные космические программы, создание и развитие Интернет являются примерами таких проектов.

Отдельные проекты конечны во времени, они имеют начало и конец, а это означает, что с началом проекта необходимо подумать о том, как мобилизовать все ресурсы на выполнение проекта, и что делать с этими ресурсами после окончания проекта
Другое отличие деятельности, которую связывают с управление проектами, заключается в том, что отдельные проекты конечны во времени, они имеют начало и конец, а это означает, что с началом проекта необходимо подумать о том, как мобилизовать все ресурсы на выполнение проекта, и что делать с этими ресурсами после окончания проекта. Осознание этих проблем, и других, связанных с общепринятым в организациях управлением, породило у специалистов представление об управлении проектами как о специфической человеческой деятельности.

В последние десятилетия произошло осознание того, что принципы управления проектами, выработанные в ходе осмысления масштабных межотраслевых и международных проектов, могут быть с успехом применены внутри одной организации – крупной корпорации. Например, многие автомобилестроительные корпорации выпуск каждой новой модели автомобиля рассматривают как отдельный проект, на осуществление которого все подразделения корпорации должны временно мобилизовать часть своих сил и ресурсов, а после завершения данного проекта «вернуть» силы и средства в исходное положение. Кроме того, в каждый проект могут привлекаться любые партнерские организации на контрактных условиях.

Проектный подход позволяет в достаточно короткие сроки мобилизовать огромные ресурсы для воплощения в жизнь уникального замысла и не брать на себя ответственность за дальнейшее использование привлеченных людских и материальных ресурсов с окончанием проекта.

Таким образом, каждый новый проект внутри корпорации ведет к созданию временного коллектива из разных подразделений – команды проекта, который возглавляется руководителем проекта. Создаются специальные схемы финансирования проектов и проектные бюджеты. Проектная методология управления особенно оправдана в некоторых отраслях, таких, например, как строительство или внедрение информационных технологий. Действительно, каждая большая стройка – это отдельный проект, каждое внедрение информационных технологий новому клиенту – это уникальный проект.


ЗАДАНИЕ

Приходилось ли Вам участвовать в каком-либо проекте? Если да, кратко опишите этот проект. Что Вы лично делали в этом проекте? Что в нем делали другие люди? Насколько успешной была Ваша деятельность? Насколько успешен был проект в целом?

Если Вам никогда не приходилось участвовать в проектах (что маловероятно), возьмите интервью на эту тему в близких родственников или друзей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Существуют различные классификации проектов, которые могут основываться на различиях по основным сферам деятельности, по характеру предметной области, по размерам самого проекта, по продолжительности периода осуществления, по степени сложности.

Работу над проектом ведет команда проекта. В общем случае, под «командой» понимается группа людей, взаимодополняющих и, при необходимости, взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.

Возьмем, например, такой проект, как внедрение информационной системы в большой организации, занятой сложным бизнесом.

Под командой проекта в таком случае понимаются менеджеры и работники со стороны Исполнителя и со стороны Заказчика как непосредственно выполняющие работы проекта, так и представляющие интересы участников проекта.

Организационная структура проекта является результатом процесса организационного планирования в рамках составления плана проекта. При этом организационное планирование включает определение, документирование и распределение ролей, ответственностей и отношений между отдельными членами команды проекта или группами лиц, в команде проекта.

Органом управления проектом является Управляющий Комитет Проекта (УКП).

УКП состоит из ведущих менеджеров и специалистов проекта. УКП отвечает за выработку и реализацию решений стратегического характера. В функции УКП входят:

· общий контроль хода Проекта;

· контроль достижения целей и задач Проекта по этапам и стадиям;

· проверка соответствия хода проекта требованиям бизнеса;

· корректировка целей и задач Проекта;

· утверждение изменений в организации, методике и стратегии проекта;

· согласование изменений к графику проведения работ;

· контроль бюджета Проекта;

· принятие окончательных решений по принципиальным спорным вопросам, возникающим в ходе Проекта;

· выделение необходимых ресурсов;

· наделение полномочиями руководителей проекта для принятия решения;

· принятие своевременных решений;

· принятие решений по проблемам бизнес - процессов.

УКП возглавляется куратором проекта, назначаемым из высших должностных лиц. Куратор – это лицо, отвечающее перед руководством предприятия за успех проекта в целом и имеющее полномочия для решения ресурсных и других проблем, определенных руководителем проекта. Кураторы могут быть назначены как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя. Он осуществляет стратегическое руководство, является высшим арбитром при разрешении споров и обеспечивает продвижение проекта на высшем уровне.

В каждом проекте существует руководитель проекта. Руководитель проекта – это менеджер, отвечающий за управление проектом и его успешную реализацию. Руководители проекта назначаются как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя. Руководители Проекта осуществляют оперативное руководство Проектом и входят в состав УКП.

При выполнении малых и средних проектов функции куратора проекта выполняются руководителем проекта.

Руководитель Проекта со стороны Заказчика отвечает за организационную поддержку Проекта. Он назначается на весь срок ведения, сопровождения и развития Проекта и обеспечивает адекватное взаимодействие людей, занятых на Проекте, с ключевыми пользователями, остальными подразделениями, руководством Заказчика, персоналом, занятым в реализации технического объема и специалистами Исполнителя. Руководитель Проекта со стороны Заказчика участвует в разработке проектных решений, согласовывает их.

Основные функции Руководителя Проекта со стороны Заказчика:

· планирование загрузки ресурсов Заказчика, координация работ подразделений Заказчика, задействованных в Проекте;

· контроль выполнения плана и подготовка отчетов о статусе Проекта;

· контроль качества услуг Исполнителя;

· участие в подготовке и согласовании проектной документации;

· участие в постановке задач внедрения Системы;

· планирование и контроль за бюджетом Проекта;

· своевременное информирование руководителя Проекта со стороны Исполнителя о ходе Проекта, о проблемах и достигнутых результатах;

· периодическое информирование УКП о состоянии Проекта, о наиболее значительных проблемах, ключевых результатах, достигнутых в ходе Проекта;

· обеспечение и контроль за выполнением протоколов УКП;

· мотивация персонала Заказчика (внепроектной группы), участвующего в Проекте.

Руководитель Проекта со стороны Исполнителя осуществляет оперативное руководство проектными группами со стороны Исполнителя и отвечает за качество предоставляемых услуг. Руководитель Проекта со стороны Исполнителя назначается также на весь срок реализации Проекта. Руководитель Проекта со стороны Исполнителя участвует в разработке проектных решений, согласовывает их.

Основные функции Руководителя Проекта со стороны Исполнителя:

· контроль и регулирование отношений и любых вопросов, связанных с договором, между Исполнителем и Заказчиком;

· планирование оказания услуг по Проекту;

· согласование объемов и сроков услуг, выполняемых персоналом Заказчика, с руководителем Проекта со стороны Заказчика;

· своевременное информирование руководителя Проекта со стороны Заказчика о ходе Проекта, о проблемах и достигнутых результатах;

· периодическое информирование УКП о состоянии Проекта, о наиболее значительных проблемах, ключевых результатах, достигнутых в ходе Проекта;

· планирование ресурсов Исполнителя, необходимых для оказания услуг по Проекту и в соответствии с условиями договора между Сторонами;

· контроль исполнения плана Проекта сотрудниками Исполнителя и участие в подготовке отчетов о статусе Проекта.

Мы перечислили основные функциональные позиции в управлении проектами, в следующем модуле, когда мы будем обсуждать организационные структуры, мы покажем, как проектное управление вписывается в общую организационную структуру.

Подведите, пожалуйста, итоги данной темы, ответив на следующие вопросы:

Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова для Вас лично практическая польза от изучения этой темы? Постарайтесь указать конкретную ситуацию, в которой Вы будете опираться на понятия или общие идеи, почерпнутые Вами в данной теме:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Что вызвало у Вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс, и преподавателем:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие идеи этой тему вызывает у Вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем Вы не согласны. Приведите примеру в пользу своей точки зрения:

___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: