Алгоритм управления человеческими ресурсами в организации

1. Планирование потребности в человеческих ресурсах должно базироваться на необходимости достижения стратегических целей. Для составления плана удовлетворения будущих потребностей в человеческих ресурсах необходимо определить все виды работ, связанных с ведением дел, определить специфику каждого вида работ, определить нормативы и обязанности для каждого вида работ, определить индивидуальные требования, предъявляемые к будущим сотрудникам. Документами, которые формируются на данном этапе (либо уточняются в случае утверждения новых планов развития компании) могут быть: штатное расписание; должностные инструкции для всех должностей, включенных в штатное расписание; перечень квалификационных требований для каждой должности; утвержденные профили компетенции для каждой должности.

На основании полученных документов и показателей деятельности в план управления персоналом организации включаются показатели по потребности организации в определенных ресурсах на планируемый период.

2. Задачей процесса подбора персонала является привлечение кандидатов соответствующей квалификации для определенной позиции, из которых в дальнейшем можно будет отобрать и принять на работу компетентных лиц.

Подбор персонала осуществляется ответственным лицом в соответствии с правилами подбора персонала, утвержденными в организации. В правилах должны быть определены, как минимум, следующие моменты:

· список руководителей, которые могут инициировать процедуру подбора персонала;

· документы необходимые для инициирования процедуры подбора и регламент инициирования;

· способы и методы привлечения кандидатов на вакансию;

· список данных, на основании которых ответственное лицо проводит предварительный анализ кандидатов (резюме, входящие анкеты для кандидатов, результаты тестирования, интервьюирование и т.п.).

Особое внимание следует уделить проведению тестирования и собеседования с кандидатами на вакансии с целью получения более подробной информации для предварительного анализа кандидата. При проведении тестирования рекомендуется не ограничиваться тестами на соответствие квалификационным требованиям. Широкое применение в практике подбора персонала психологических тестов даст возможность оценить личностные качества кандидата, его способности, склонности, интересы, хотя надежность тестов оставляет желать лучшего.


ЗАДАНИЕ

Представьте себе такую ситуацию:

В том Вузе, где Вы учитесь, уже пятый год нет преподавателя по менеджменту, и этот курс по совместительству читают преподаватели других дисциплин.

Декан факультета, видя Ваши личные успехи в изучении этой дисциплины, обратился к Вам с просьбой заполнить Анкету-заявку на подбор кандидата на должность «преподаватель менеджмента». Попробуйте заполнить эту заявку:


Организация

«Высшая школа бизнеса»

Наименование структурного подразделения организации: Факультет менеджмента

1. Название должности: преподаватель по менеджменту

2.Основные обязанности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обоснование необходимости подбора, ожидаемый результат работы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Необходимые знания, навыки, качества:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Желательный предыдущий опыт работы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вилка по заработной плате (включая ЗП на испытательный срок):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Когда должен приступить к работе: ______________________________________________________________________

8. Дополнительные пожелания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________ /__________________/

Подпись ФИО

«____»___________200__г.

 
 


3. Отбор - это процесс принятия решения и утверждения кандидата на вакантную должность из числа успешно прошедших собеседование, тестирование и по которым имеется положительное заключение руководителей структурных подразделений.

Для осуществления процесса отбора следует установить критерии отбора кандидатов. Критерии отбора можно разделить на три категории: формальные (подтверждаются документально), профессиональные и личностные. Бланк критериев отбора кандидатов в простейшем случае представляет собой таблицу, содержащую следующие графы: «формулировка критерия», «краткое описание критерия», «способ проверки».

4. Обучение сотрудников компании призвано совершенствовать работу компании, повышать квалификацию сотрудников, способствовать формированию кадрового резерва. Данная тема обсуждается в курсе «Построение карьеры». Здесь лишь отметим, что успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией.

Долгосрочная программа обучения персонала составляется на основании задач, определенных стратегическим планом развития компании и для развития необходимых компетенций.

Особое внимание следует обратить на подготовку персонала, принятого на испытательный срок. В этом случае рекомендуется в целях адаптации сотрудников, принятых на постоянную работу в компанию, определить порядок прохождения испытательного срока, включающий в себя:

· первичный инструктаж нового сотрудника;

· индивидуальный план подготовки на период испытательного срока;

· процедуру закрепления наставника за стажером;

· процедуры контроля прохождения испытательного срока (формальным документом, служащим для контроля прохождения испытательного срока может служить Оценочная ведомость стажера, которая заполняется по мере прохождения испытательного срока стажером в соответствии с планом подготовки);

· процедуры оценки освоения программы подготовки (элементами оценки могут служить оценка наставника, результаты аттестации по окончании испытательного срока, заключение руководителя подразделения, где стажер проходил испытательный срок).

5. Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации стратегических задач организации, с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений.

Оценка персонала по результатам деятельности проводиться:

· руководителями подразделений;

· руководителями проектов;

· аттестационной комиссией.

Система критериев должна охватывать как производственные показатели производительности и эффективности труда сотрудника, так и соответствие его личностных характеристик, установленным в организации уровням компетенций и фирменным стандартам поведения.

На основании оценки персонала формируются записи:

· об отклонениях по квалификационным требованиям;

· по допуску к определенным видам работ;

· о результатах аттестации;

· о повышении сотрудника в должности;

· о снятии/переводе сотрудника с должности;

· об изменении условий оплаты труда

· о включении сотрудника в резерв на выдвижение на должность.


Подведите, пожалуйста, итоги данной темы, ответив на следующие вопросы:

Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова для Вас лично практическая польза от изучения этой темы? Постарайтесь указать конкретную ситуацию, в которой Вы будете опираться на понятия или общие идеи, почерпнутые Вами в данной теме:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Что вызвало у Вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс, и преподавателем:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие идеи этой тему вызывает у Вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем Вы не согласны. Приведите примеру в пользу своей точки зрения:

___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

Функция управления производством включает в себя такие действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.

В данном тексте термины «операции» и «производство» взаимозаменяемы. Под производством в основном понимается выпуск товаров и переработка сырья. Термин «операции» шире, он включает не только производство товаров, но и предоставление услуг.

Все, что входит в полный цикл производства товара или услуги (вся производственная деятельность организации) называется операционнойили производственной системой организации, она состоит из трех подсистем (см. рисунок 4):

· подсистема переработки материалов;

· подсистема обеспечения;

· подсистема планирования.


Рисунок 4. Производственная (операционная) система организации

Подсистема переработки выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных ресурсов в выходные результаты. Для группы разработчиков данного курса, например, основными результатами деятельности являются разработка и распространение знаний. Благодаря усилиям членов команды (человеческий фактор) разрозненные знания, методология образования и отдельные концепции превращаются в курс. Это и есть «перерабатывающая система». Идеи, материалы, в том числе бумага и канцелярские товары, энергия, рабочие места, компьютеры и т.п. потребляются этой перерабатывающей подсистемой.

Подсистема обеспечения, естественно, обеспечивает всем этим первую подсистему. Подсистема обеспечения не связана прямо с производством товара или услуги, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. Эта подсистема может оказаться очень «дорогой» для организации, если в ней периодически не наводить порядок.

Надо сказать, что не всегда бывает просто провести границу между перерабатывающей и обеспечивающей подсистемами. Тем более в различных организациях это деление производится по разным основаниям.

Чтобы перерабатывающая и обеспечивающая система эффективно работали, кто-то должен это предусмотреть – спланировать. Значит, в управлении производством есть подсистема планирования. Ее часто называют подсистемой «планирования и контроля». Однако выделять контроль в отдельную функцию сейчас считается уже старомодным. Некоторые теоретики так и говорят: «Не допускать брак дешевле, управляя качеством, нежели контролируя выпуск» Подробнееоб управлении качеством мы поговорим позже в этом модуле.

Подсистема планирования отслеживает информацию о спросе на продукцию, о стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, правительственных нормативных актах и других факторах внешнего окружения. Эта информация поступает в подсистему напрямую из внешней среды и через другие функциональные службы предприятия. Кроме того, подсистема планирования учитывает цели и стратегические решения высшего руководства. И, наконец, она получает информацию о состоянии дел на производстве от подсистемы переработки. Располагая всей этой информацией, подсистема планирования разрабатывает планы для перерабатывающей подсистемы.

Конкретные вопросы, подлежащие решению, как правило, включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества.

Обязанности операционных менеджеров, которые заняты непосредственно управлением производством, можно разбить на три основные группы:

1. Разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности организации.

2. Разработка и внедрение самой производственной системы, сюда входят:

· разработка производственного процесса;

· решение о месторасположении производственных мощностей;

· проектирование производственной структуры;

· проектирование продукта;

· введение стандартов и норм на выполнение работ.

3. Планирование и контроль текущего функционирования системы.

В выполнении производственной функции обычно занято больше людей, чем в любой другой области организации. Поэтому управляющему производством приходится иметь дело с большими объемами информации. Он должен мыслить аналитически, иметь способности к восприятию и оценке новых технологий. Управляющий производством должен обладать и уметь пользоваться широким ассортиментом знаний и навыков в области системного анализа, технологий, а также поведенческих и социальных наук.

Главная обязанность управляющего производством – обеспечить эффективность всей этой подсистемы.

В самом общем виде эффективность производства – это рыночная стоимость произведенных товаров (услуг) деленная на общую величину затрат организации на израсходованные ресурсы.

Рыночная стоимость произведенной продукции и услуг определяется как количеством единиц товара, так и целым рядом других факторов, например: соответствие ассортимента продукции существующему на нее спросу, качество, своевременность поставок и т.д.

Особое место в современном производстве занимает гибкость производственной системы при удовлетворении различных требований индивидуальных потребителей.

То же самое справедливо и для ресурсов. Общие затраты потребленных организацией материальных ресурсов определяются не только их количеством, но и рядом других факторов.

При анализе материальных затрат мы должны, например, учитывать:

· по каким ценам приобретались материалы;

· каковы затраты на хранение материалов;

· каков размер издержек, возникших в результате задержек с поставками;

· какие затраты появились в результате проблем с качеством материалов.

Тот факт, что мы в данном случае говорим непосредственно о производстве, не освобождает менеджера от необходимости думать о людях, которые на этом производстве работают. Здесь мы как раз имеем дело с так называемой социотехнической системой. Ее сложность состоит в том, что она сочетает в себе две природы: техническую и гуманитарную (человеческий фактор).

Применительно к человеческому фактору мы должны искать ответы, к примеру, на следующие вопросы:

· какая часть работы выполнялась в сверхурочное время, какова стоимость сверхурочных работ?

· использовался ли персонал полноценно, то есть в соответствии с уровнем квалификации?

· какими оказались затраты, связанные с текучестью кадров?

· сколько сил и времени заняли производственные конфликты?

· какими оказались затраты, связанные с ошибками персонала из-за недостаточного уровня подготовки?

· каковы издержки, связанные с непрофессиональным менеджментом?

Задавая себе «правильные вопросы», менеджеры производственных участков будут лучше формулировать задачи для тех, кто в организации занят управлением человеческими ресурсами. Выше в этом модуле мы уже знакомились с этой областью организационной деятельности.

Выше мы привели некоторые общие черты и проблемы, которые связываются с управлением производством. В реальной практике производственные системы могут существенно различаются, и было бы разумно ввести некоторую классификацию производств, чтобы можно было указать на некоторые специальные их характеристики.

Производственные системы можно классифицировать разными способами. Мы приведем здесь одну из общепринятых классификаций, которая кажется нам разумной (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация операционных систем

Тип перерабатывающей системы Характер производимой продукции
продукция услуги
  Проектная Строительный подрядчик Писатель   Врач-терапевт Маляр
  Мелкосерийная Типография Столярный цех Клиническая больница Авторемонтная станция
  Массовое производство   Автосборочный завод Швейное предприятие Аэропорт Мойка машин
  Непрерывный процесс   Нефтепереработка Угольная шахта Радиостанция Патруль

Источник: James В. Dilworth. Production and Operations Management: Manufacturing and Non manufacturing 3rd ed. (New York: Random House, 1986).

Эта классификация основана, как Вы можете убедиться, нахарактере товара или услуги и типе используемого процесса переработки ресурсов. Таким образом, получается четыре типа процессов переработки, которые кратко описаны ниже.

Отличительными характеристиками производств, ориентированных на проекты, является то, что каждая единица конечной продукции, произведенной этой подсистемой, уникальна по конструкции, выполняемым задачам или по каким-либо другим важным признакам. Процесс производства при этом имеет единичный, неповторяющийся характер. На выпуск каждой единицы продукции затрачивается относительно продолжительное время: несколько недель, месяцев или даже лет. Все ресурсы операционной системы в данный момент времени направляются на реализацию одного или лишь нескольких проектов.

Производственная система, ориентированная на осуществление проекта имеет ряд существенных характеристик:

· такое производство, как правило, обладает уникальной внутренней структурой, которая, к тому же, может быть существенно скорректирована в ходе выполнения проекта;

· цели проекта всегда ограничены во времени;

· такое производство имеет, как правило, свой собственный бюджет;

· в производстве, осуществляющем проект, всегда есть новизна (новый продукт, новая технология, новая система управления и т.п.).

Строительные организации, например, потребляют большие объемы однородных материалов, но каждая единица готовой продукции в этом случае может быть уникальной по своей конструкции. Кроме того, строительные работы происходят не в условиях фабрик или заводов, а на отдельных строительных площадках, где в дальнейшем и эксплуатируются.

Заметим, что строительство однообразных скучных блочных домов в России правильнее отнести к массовому производству.

Подробнее об управлении проектами мы будем говорить в этом модуле ниже.

Мелкосерийное производство. В данном случае отдельные подразделения, цеха или участки специализируются на выполнении различных операций. Объекты переработки (это могут быть, например, обрабатываемые изделия или обслуживаемые клиенты), проходят через систему единицами или небольшими группами. Поскольку требования к обработке каждого объекта могут быть разными, то они следуют по разным маршрутам с необязательным прохождением через все участки маршрута. Например, некоторые машины, проходящие технический осмотр и мелкий ремонт, проходят не все возможные операции мелкого ремонта.

Операционная система, организованная по принципу массового производства, выдает большие объемы относительно стандартизованных товаров или услуг. Отдельные единицы выпускаемой продукции почти неотличимы друг от друга.

При производстве, например, бытовой техники, перерабатываются огромные количества сырьевых материалов, типа листового металла или пластика. Сначала из сырья производят отдельные детали и узлы, затем их собирают в готовые изделия стандартной конструкции. Время прохождения единицы продукции через систему относительно мало: обычно оно измеряется в минутах или часах. Насколько я помню, в ту пору, когда я работал на ЗИЛе, время выхода очередного автомобиля с конвейера автосборочного цеха ЗИЛа было меньше одной минуты.

Производственные ресурсы такого производства, как правило, упорядочены в некоторой последовательности и образуют технологическую линию.

Перерабатывающая подсистема, обеспечивающая непрерывный процесс производства, производит значительные объемы однородного продукта (нефть, газ и т.п.). Единственный способ различить отдельные «единицы» производимой продукции заключается в измерении продукта в каких-то произвольных единицах по объему, длине, площади, весуили времени. Ресурсы, поступающие на вход системы, непрерывным потоком проходят через нее, превращаясь в продукт на ее выходе.

Надо понимать, что на развитом предприятии не часто можно встретить только один вид операционной системы. Автомобильный завод может, выпуская серийные модели автомобилей, в то же самое время производить мелкие партии особых модификаций этих автомобилей для богатых людей.

Кафе представляет собой, как правило, предприятие с массовым поточным производством, ведь оно не готовит особую пищу для отдельного клиента, однако, если это кафе возьмется обслужить свадьбу – это уже будет производство, реализующее проект.


ЗАДАНИЕ

Попробуйте определить тип производственной системы той организации, в которой Вы работаете (если Вы не работаете, расспросите об этом Ваших близких или друзей). Обоснуйте свой ответ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Называя всю систему производства предприятия одной из «подсистем» организации в целом, я хотел подчеркнуть, что эта сложная деятельность не «висит в воздухе», она связана со многими функциональными структурами организации. Эта связь носит двунаправленный характер (см. рисунок 5).


Рисунок 5. Связь операционной подсистемы предприятия с другими функциональными подсистемами.

Операционная подсистема зависит от инженерной функции, которая обеспечивает проектирование новых видов продукции, производственных мощностей и процессов.

Маркетинг должен обеспечить надежный прогноз спроса и реальные заказы клиентов на продукт операционной подсистемы и информировать производство о любых претензиях потребителей по качеству или срокам поставки продукции.

Операционная подсистема зависит также от финансовой подсистемы предприятия. Для того чтобы предоставить деньги в нужное время и в нужных объемах, финансовой службе нужно получить от операционных подразделений подробные текущие данные, чтобы оплатить труд работников, заплатить поставщикам, выставить счета потребителям, вести учет наличных материально-технических запасов и финансовую отчетность.

Функция трудовых ресурсов несет ответственность за приглашение, отбор, а также обучение кадров для работы на производстве. Операционные подразделения, в свою очередь, должны заблаговременно информировать кадровую службу о потребности в рабочей силе.

Связи между подсистемами предприятия только на схеме выглядят простыми и ясными. На практике это сложная (явная и скрытая) коммуникация, которая чревата конфликтами, если высшее руководство организации не будет уделять ей достаточно внимания.

Основными причинами конфликтов между этими подсистемами являются:

· совместное пользование некоторыми ресурсами;

· взаимосвязь задач;

· различия в целях;

· неотлаженная коммуникация.

Служба маркетинга, например, может жаловаться на то, что производство недостаточно гибко реагирует на запросы клиентов.

Или, к примеру, производство «выбивает» фонды для приобретения нового оборудования, а финансовая служба заявляет, что деньги на это можно накопить самостоятельно за счет снижения объема материально-технических запасов.

Согласованность действий всех служб организации – забота высшего руководства, которое отвечает за стратегическое развитие всей организации. Мы же вернемся к предмету нашего обсуждения – производственной системе организации.

Чтобы реализовать общий стратегический план компании, управляющий производством должен подготовить ряд важных решений. Эти решения могут быть классифицированы по следующим общим категориям:

· Выбор процесса производства. Например, нужен ли сборочный конвейер, какова степень специализация труда и т.п.

· Решения по производственным мощностям. Каков оптимальный размер предприятия и стоит ли все это располагать в одном месте или рассредоточить по отдельным территориям.

· Вертикальная интеграция. Покупать или выпускать самим исходные материалы. Облик и структура организации в целом могут сильно зависеть от этого решения.

· Технология. Организация берет на себя смелость лидировать в технологии или она будет использовать достижения других.

· Материально-технические запасы. Каков минимум складских помещений, обеспечивающий эффективную работу.

· Местоположение. Где располагать производство: рядом с рынками или рядом с источниками сырья.

Приведенный перечень является, конечно, не полным, у каждой организации есть свои специфические вопросы, связанные с развитием производства.

Производство должно обеспечивать достижение стратегических целей, которые ставит перед собой организация. Если сами цели являются относительно стабильными для организации, то собственно пути их достижения (стратегии) могут претерпевать изменения, тем более, тактические решения подвержены постоянным изменением (подробнее о целях мы будем говорить в другом модуле этого курса).

Это предъявляет определенные требования к производству, ведь оно не может перестраиваться каждые «две недели». Остается стремиться к гибкости и к некоторому прогнозу в области технологий в самых неожиданных областях.

Любая характеристика товара/услуги, вчера еще казавшаяся всего лишь одним из преимуществ, сегодня формирует устойчивый сегмент рынка, становясь доминирующим фактором удовлетворения потребности определенной категории людей.

Возьмем, к примеру, скорость и точность доставки товара потребителю. В принципе во все времена людям было важно, насколько быстро им доставят то, что они оплатили. Однако для большинства товаров это не является главным свойством. Но на рынке появляется фирма, которая заявляет: «Вы не будете платить за обед, если он не доставлен на Ваш стол за пять минут до заказанного Вами времени». Пообещав это клиенту, фирма должна уделять доставке товара (услуги) столько же внимания, сколько и его изготовлению. А это существенно изменит производственную систему организации и поставит перед менеджерами новые задачи.

В настоящее время организациям приходится все чаще перестраивать свое производство, а это делать не просто.

Отслеживать конкурентов, то есть подражать им в технологии, в характеристиках товара или услуги – это значить жить вчерашним днем. Изучать потребности людей – это значит жить сегодняшним днем. Прогнозировать возникновение потребностей у людей – значит думать о завтрашнем дне.

Если Вы верно спрогнозировали потребность большой социальной группы и удовлетворили ее, Вам некоторое время многое будут «прощать» (высокую цену, отсутствие разнообразия товара).

Но когда на рынок, который Вы открыли, придут конкуренты, ничего не остается, как только совершенствовать производство.

Совершенство-вание производства основывается на трех принципах: · точно вовремя; · комплексный контроль качества; · комплексное профилакти-ческое обслуживание
Поэтому жизненные циклы изделия должны совпадать с этапами проектирования самого процесса его производства. Пока товар еще не завоевал рынок, все возможно: изменения в характеристиках, в технологии изготовления и т.п. Это требует от производства, скорее, большой гибкости, нежели, например, экономичности в изготовлении.

Как только товар укрепляется на рынке, завоевывая приверженцев и привлекая конкурентов, необходимо, чтобы производство становилось также зрелым. Оно, может быть, теряя в гибкости, должно стать эффективным (уровень издержек, надежность, ритмичность и т.п.)

Приемы усовершенствования производства, когда оно должно обеспечить ставший популярным продукт (услугу) уже не является секретом для грамотных менеджеров, это:

· уменьшение размеров партии;

· продуманная поставка комплектующих изделий;

· снижение производственных запасов;

· сокращение объема бумажной работы;

· уменьшение до разумных пределов разнообразия работ и т.д.

В последние годы вырисовались три весьма важных принципа совершенствования производства. Мы их кратко охарактеризуем ниже.

Во-первых, это производство по принципу «точно вовремя». В соответствии с этим принципом фирма стремится получить все материалы и комплектующие точно в то время, когда они нужны для сборки конечного изделия. Казалось бы, мелочь. Однако это не только экономит огромные деньги, необходимые в традиционной организации производства для содержания складских помещений и персонала, но, что более важно, позволяет быстрее перестраивать производство. Запасы на складе – это как шлаки в организме человека. Например, у организации имеется запас каких-либо узлов конечного изделия на несколько лет вперед, куда их девать, если в новой модели они будут не нужны? Однако организация производства «точно вовремя» требует «ювелирной отладки» всех циклов производства. При такой схеме поставщик должен доставлять комплектующие изделия на сборочный завод несколько раз в день, а не раз в месяц. Тем не менее, «игра стоит свеч, управление по принципу «точно вовремя» постепенно вытесняет традиционные методы управления производством.

Вторая важная идея – комплексный контроль качества. То есть это контроль, не отделенный от самого процесса производства, такой подход еще называют концепцией «делать правильно с первого раза». В соответствии с этой идеей, качество обеспечивается путем включения ответственности за результат в каждое описание работ, включая производственного рабочего. Новый рабочий изучает принципы управления качеством одновременно с обучением работе на производственном оборудовании. Естественно, ответственность работников предприятия соответствующим образом мотивируется (подробнее об управлении качеством смотрите в другой теме этого модуля).

Третий, тесно связанный с вышеназванными принцип, заключается в комплексном профилактическом обслуживании. На производственных рабочих возлагается обязанность проводить профилактику и обслуживание оборудования, чтобы исключить его поломки или отказы. Традиционно текущее содержание и профилактика оборудования выполняются силами специальной ремонтно-профилактической службы. Это как раз тот случай, когда надо принимать непростое решение о глубине специализации и разделения труда в производстве. Принцип комплексного профилактического обслуживания требует некоторой гибкости в квалификационных характеристиках рабочих, то есть рабочий должен уметь выполнять не одну, а несколько задач. Создавая некоторую сложность в управлении, это, тем не менее, повышает мотивацию работников делать работу качественнее, так как разнообразит труд и воспитывает «чувство хозяина» по отношению к вверенному оборудованию.

Заключая эту тему, необходимо сказать, что прогресс в повышении быстродействия компьютеровпривел к революции в проектировании производственных систем. Мы коснемся ряда технологий, основанных на использовании компьютеров, применяемых в производствах.

· Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет разработчику технических изделий создавать необходимую документацию с помощью компьютера, которую раньше приходилось выполнять вручную. Ее можно хранить в памяти компьютера, легко извлекать оттуда и вносить необходимые изменения. Когда нужно, компьютер может перенести чертежи на бумажный носитель. Он позволяет резко ускорить дело разработки и вычерчивания проекта и дает большие возможности для проработки различных вариантов.

· Автоматизированная система управления производством (АСУП). Под ней понимается целый ряд современных технологий, позволяющих управлять и контролировать работу производственного оборудования при помощи компьютера.

· РОБОТЫ представляют собой программируемые устройства, манипулирующие материалами и рабочими инструментами, что раньше приходилось делать силами рабочих. Применение роботов особенно эффективно на монотонных, часто повторяющихся операциях, утомительных для рабочих.

· Системы автоматического складирования и выдачи товаров (САС) предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в склад и извлекают их оттуда по команде.

Общей чертой новых технологий является то, что они повышают гибкость производства, поэтому производственные системы, в которых объединены все эти технологии, называются гибкими производственными системами (ГПС).

Проблема заключается в том, чтобы реализовать эффективное управление всеми этими технологиями в единой системе.


Подведите, пожалуйста, итоги данной темы, ответив на следующие вопросы:

Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова для Вас лично практическая польза от изучения этой темы? Постарайтесь указать конкретную ситуацию, в которой Вы будете опираться на понятия или общие идеи, почерпнутые Вами в данной теме:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Что вызвало у Вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс, и преподавателем:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие идеи этой тему вызывает у Вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем Вы не согласны. Приведите примеру в пользу своей точки зрения:

___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

«Если даже каждый будет делать все, что в его силах — это все же не будет ответом, адекватным сложности проблемы качества»

Эдвардс В. Деминг

Современное представление о качестве товаров основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя.

Для того, чтобы удовлетворять потребности человека, товар должен иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами товара и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. Мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, которая определяется соотношением стоимости и ценности (потребительской стоимости) товара (см. рисунок 6).


Рисунок 6. Качество продукции с точки зрения производителя и потребителя

Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям.

Что означает управлять качеством? Управление качеством – это метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и общественного хозяйства в целом.

Из этого определения следует, что в одно целое увязываются успех предпринимателя, выгоды для сотрудников предприятия, и выгоды для общественного хозяйства в целом. Нам в России важно понять, что иного пути нет, только при таком гармоничном согласовании интересов всех участников общественно важной деятельности достигается устойчивый долговременный успех страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: