Финансовая оценка эффективности управления

Основные финансово-экономические показатели деятельности организации, это достаточно сложная, но важная тема в понимании эффективности деятельности управленцев. Она важна для менеджера любого вида организаций (частных, государственных), так как в конечном итоге, логика оценки деятельности одна: «что мы потеряли, чтобы вот это приобрести?». Другое дело, в организации, деятельность которой не направлена на получение прибыли, оценки не столь точны, как в коммерческих организациях. Но, повторяем, принцип тот же, просто многие точные расчеты заменяются экспертными оценками. К этому следует добавить, что «объективность цифр» в оценках деятельности ориентированных на прибыль организаций сильно преувеличена. Кроме того, даже если Вы собираетесь стать чиновником государственного департамента по регистрации радуг на территории Российской Федерации, надо же Вам понимать, как действуют и думают о своих действиях те, кто делает прибыль на желании людей любоваться радугой после теплого летнего дождя.

Обращаем Ваше внимание! Эта тема не для «финансовых директоров» и поэтому, как Вы можете подумать, благополучно может быть Вами опущена. Это ликбез для менеджеров, которые заботятся о том, чтобы понимать, чем и насколько эффективно они занимаются. В данном курсе нет необходимости и возможности развернутого изложения этой темы. Однако, руководитель любого уровня, даже низовых звеньев организации, должен понимать, на основании каких соображений высшее руководство компании оценивает результаты усилий всего коллектива. В данной части модуля Вам придется повысить дисциплину чтения и вспомнить не самые сложные операции из школьной математики. Но не более того, так, что дерзайте!

Прибыль (убыток) - это доходы минус расходы
Как мы уже говорили, одной из основных целей любого бизнеса является получение прибыли, и чем больше прибыль, тем более успешным является Ваш бизнес.. Но прежде чем говорить о прибыли, необходимо произвести продукцию, реализовав которую, Вы сможете получить что-то взамен – обычно это деньги, но часто встречается и прямой обмен продукцией (эта операция называется «бартер»), и расчеты при помощи ценных бумаг, и другие формы расчетов. В свою очередь для производства и реализации продукции необходимо использовать какие-то ресурсы (оборудование, материалы, труд персонала и т.п.), которые имеют свою стоимость – сырье и материалы надо покупать, персоналу надо платить заработную плату и т.п., то есть нести затраты, если говорить профессиональным языком. Итак, Вы затратили некоторые средства, произвели продукцию, продали ее потребителям и получили от них некоторую сумму денег (для простоты мы будем говорить только о денежных формах расчетов). Значит ли это, что Ваш бизнес состоялся и Вы достигли своей цели – получили прибыль? Нет, нет и нет! Почему? Да потому, что прибыль в самом общем виде, это когда то, что Вы получили (доход) больше того, что Вы затратили (расходы, затраты, издержки). А если Ваши доходы меньше расходов, то вместо прибыли у Вас получаются убытки.

Согласитесь, прежде чем начинать бизнес, стоит задуматься над тем, будет ли он приносить прибыль, и что для этого нужно сделать. А для этого в свою очередь желательно представлять, с одной стороны, на что и как будут тратиться средства, а с другой, откуда и как они будут поступать, то есть спланировать расходы и доходы, разница между которыми и составит Вашу прибыль или убыток. Казалось бы, ничего сложного в таком планировании нет: представили примерно, сколько Вы потратите на производство продукции, какова будет ее цена, сколько Вы сможете производить и продавать (реализовывать) в месяц, квартал или год, вычли расходы из доходов - и вот финансовый план. С одной стороны, все так и есть, но только в самых общих чертах. С другой стороны, в реальной жизни все выглядит сложнее.

Поскольку коммерческие организации должны платить налог на прибыль, существуют определенные закрепленные законодательно требования к тому, что считать себестоимостью продукции, то есть затратами на производство и реализацию продукции, а что - прибылью. Это регулируется официальным документом - «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Основные виды затрат, которые несет любая организация, следующие:

· материальные затраты (сырье, материалы, комплектующие, энергия и т.п.);

· затраты на оплату труда;

· амортизация основных фондов;

· прочие затраты.

Надо научиться разделять понятия затрат и себесто-имости
Общие затраты можно было бы назвать себестоимостью (то есть, сколько эта продукция стоит для Вас как производителя) произведенной продукции, если бы не одно большое «но» - в бухгалтерском учете и налогообложении под себестоимостью, как мы уже говорили выше, понимаются строго определенные законодательством затраты. Поэтому на себестоимость, то есть то, что не облагается налогами, выплачиваемыми с прибыли, можно отнести далеко не все виды расходов, которые несет предприятие при изготовлении и реализации продукции. При этом на некоторые виды расходов, например, рекламные, представительские и командировочные, существуют нормативы, определяющие, какую долю затраченных средств можно включить в себестоимость продукции. Поэтому нам с Вами придется разделить и различать впоследствии понятия затрат и себестоимости. Например, для внутренних расчетов прибыльности проекта Вы можете посчитать, что на рекламу своей продукции общей стоимостью 100 тысяч рублей Вы должны потратить в период выхода на рынок не меньше 50 тысяч рублей, чтобы марка стала узнаваемой, и чтобы обеспечить себе в дальнейшем рост объема продаж при меньших расходах на рекламу. В этом случае Вы как менеджер вполне справедливо отнесете эти расходы на себестоимость продукции - ведь Вы же эти деньги реально потратите. Но как бухгалтер Вы тут же должны себя поправить - на себестоимость можно отнести только часть затрат на рекламу, а остальное придется платить из прибыли, так как налоговая инспекция, которая будет проверять Ваши отчеты, руководствуется конкретными официальными документами. Из этого следует, что Вам придется или пересматривать свои планы рекламной кампании, или искать различные пути оформления соответствующих официальных документов (договоров, платежных поручений и т.п.), чтобы соблюсти требования закона.

Хорошо ли иметь такую путаницу с точки зрения развития бизнеса в стране или плохо - это вопрос дискуссионный, и Вы можете обсудить его с коллегами, а мы в данном случае преследуем одну важную цель - еще раз обратить Ваше внимание на то, что к финансовой оценке эффективности управления Вам придется подходить как минимум с двух точек зрения - реальных расчетов Ваших издержек и прибылей, и формальных, в том числе бухгалтерских, требований к определению затрат, себестоимости и других элементов финансовых планов.

Здесь необходимо также добавить, что не все правила учета имеют строго однозначные требования, некоторые из них имеют несколько вариантов, а некоторые регламентируются отраслевыми нормами. Поэтому каждое предприятие должно иметь «Положение об учетной политике предприятия», в котором оформляется содержание учетной политики данного предприятия. Закон возлагает на руководителя предприятия ответственность за надлежащее проведение учетной политики на каждом отдельном предприятии.

В дальнейшем мы будем придерживаться обобщенного понимания себестоимости продукции, имея, однако, ввиду, что на различных предприятиях могут быть свои нюансы. Наша задача в данной теме – сформировать у Вас представление об основных принципах оценки эффективности деятельности предприятия, а с тонкостями учетной политики Вы будете разбираться в других курсах.

Для того чтобы двигаться дальше, нам необходимо в самых общих чертах вспомнить структуру баланса и отобрать несколько понятий из Отчета о прибылях и убытках. Этим мы сейчас и займемся.

Н рисунке 7 изображен так называемый вертикальный баланс. Возможно, Вы встречали в книгах баланс, в котором активы расположены слева, а пассивы справа – это горизонтальный баланс. Обе компоновки разделов баланса приняты в учете и каждая из них имеет свои преимущества, принципиальных же различий в них нет. Вертикальная компоновка баланса позволяет, например, справа от каждой статьи баланса сделать несколько колонок и вносить на каждой странице баланса данные за несколько лет, что облегчает сравнительный анализ динамики финансовых показателей.

Для нашей дальнейшей работы мы вернемся к более удобной в данном случае форме баланса, когда активы находятся слева, пассивы – справа.

АКТИВЫ ПАССИВЫ/КАПИТАЛ  
Внеоборотные активы (ВА)   Капитал и резервы (Собственный капитал) (СК)  
Долгосрочные обязательства (ДО)  
Оборотные активы (ОА)    
Краткосрочные обязательства (КО)  

Рисунок 7. Баланс: основные понятия

Взгляните еще раз на рисунок. В колонке «активы» у нас расположены статьи, которые отражают приобретения компании, совершенные в разное время и все еще обладающие на отчетный период какой-то стоимостью. В колонке «пассивы» расположены статьи, которые отражают источники средств на приобретение всего того, что есть в разделе «активы». Соответственно, итоговые суммы в каждой колонке баланса должны быть одинаковыми, поскольку баланс компании должен однозначно показывать, где компания брала средства на приобретение своих активов.

Поэтому Вы правильно поступите, если, взяв цветной фломастер, напишете поверх квадрата, названного на рисунке «активы», следующее:

«Средства, принадлежащие компании – информация о том, как используется капитал и куда потрачены деньги».

В правом квадрате рисунка, названном «пассивы», можно написать:

«Денежные средства, которые компания должна – информация об источниках капитала и о том, где и как получены деньги».

Внеоборотные активы (верхний левый квадрат) включают такие трудно измеримые вещи как: репутация компании, патенты и лицензии (нематериальные активы), балансовую стоимость основных средств (земля, здания, оборудование), а также долгосрочные финансовые вложения (акции других компаний, например). Существенной характеристикой этих активов является то, что они носят относительно долгосрочный характер: хорошая репутация фирмы приобретается долгими усилиями всего коллектива и служит, как правило, долго; здания эксплуатируются десятилетиями.

"Совокупные активы" = "внеоборотные активы" + "оборотные активы"
С оборотными активами (левый нижний квадрат) дело обстоит иначе, они постоянно в движении. Товарно-материальные запасы на сладах, счета дебиторов, деньги и их эквиваленты (например, краткосрочные банковские депозиты) – все находится в непрестанном движении.

Существуют определенные трудности с оценкой активов, не смотря на довольно подробно составленные правила ведения бухгалтерского учета. Мы с Вами должны для начала запомнить важную вещь – балансовый отчет не отражает рыночной стоимости активов компании, он фиксирует, как правило, первоначальную стоимость приобретений. Понятно, что рыночная конъюнктура и макроэкономическая ситуация в стране могут корректировать реальную стоимость тех или иных активов компании.

В дальнейшем изложении материала мы будем употреблять понятие «совокупные активы» как синоним понятия «активы», чтобы подчеркивать, что в своем рассуждении мы имеем в виду все активы компании.

Теперь перейдем к правой части рисунка 7, где у нас располагаются пассивы или, как их еще называют, «капитал». Капитал и резервы (верхний правый квадрат) часто называют собственным капиталом, так как это тот капитал, который собственники вложили в свое предприятие. Предприятие, например, выпускает акции, и люди, купившие эти акции, являются собственниками этого предприятия. Сюда могут входить еще резервы, которые формируются из источников, не связанных с основными операциями компании. Например, рыночный курс акций данной компании сильно поднялся, и эти акции продаются по цене гораздо более высокой, чем объявленная номинальная стоимость акций. Полученные в результате этого дополнительные средства могут составить резерв в качестве части собственного капитала. В собственный капитал входит также накопленная компанией прибыль.

"Инвестированный капитал" = собственный капитал + долгосрочные обязательства
Эффективность использования собственного капитала во многом определяет здоровье компании и стабильность в долгосрочном периоде. Позднее нам понадобится это понятие из баланса, чтобы разобраться в базовых принципах оценки эффективности деятельности компании.

Ниже на рисунке 7 располагается квадрат, обозначенный «долгосрочные обязательства». Это, например, кредиты банков, облигации, выпущенные компанией в обращение и т.п. Их объединяет то, что срок погашения долга по этим обязательствам длится более одного года. И эта особенность объединяет долгосрочные обязательства с собственным капиталом. В дальнейшем в анализе эффективности деятельности компании мы будем объединять собственный капитал и долгосрочные обязательства в одно понятие «инвестированный капитал».

В понятие инвестированного капитала входят основные средства, инвестиции в другие организации, запасы товаров и материалов, дебиторская задолженность, денежные средства на счетах, но не входят – кредиторская задолженность и краткосрочные займы.

Этих нескольких понятий, относящихся к балансу, нам будет достаточно, чтобы обсуждать эффективность деятельности компании, если к ним мы еще добавим несколько понятий из Отчета о прибылях и убытках. Ниже мы приводим принципиальную схему Отчета о прибылях и убытках, которая поможет определить понятия, необходимые нам для дальнейшего обсуждения (см. рисунок 8).

 
 


Рисунок 8. Принципиальная схема «Отчета о прибылях и убытках»

На рисунке 8 видно, что если из выручки вычесть себестоимость продукции, мы получим валовую прибыль. Далее, вычитая из оставшейся суммы коммерческие и управленческие расходы, мы получаем прибыль от продаж. Эту прибыль еще называют операционной прибылью или прибылью до выплаты процентов и налогов.

Здесь важно помнить о том, что говорилось выше в отношении определения себестоимости продукции. На различных предприятиях она может определяться по-разному, что соответственно может влиять на соотношение значений валовой и операционной прибыли. В любом случае, последовательная учетная политика каждого конкретного предприятия позволяет его руководству иметь надежные финансовые показатели, которые можно анализировать по годам.

Теперь, как это следует из рисунка 8, мы должны сделать выплаты кредиторам. Вкладывая свои деньги в предприятие, они рисковали и рассчитывали на определенный доход, соответственно должны получить проценты от вложений. Рассчитавшись с кредиторами, мы получаем прибыль до налогообложения. Полученный намив результате деятельности компании «пирог», как видите, тает, но мы должны еще расплатиться с государством. Далее, согласно схеме, мы заплатим государству налог на прибыль. В результате мы получим еще одну разновидность прибыли – прибыль от обычной деятельности, ее еще называют прибылью после выплаты налогов.

Кроме того, у нас могут быть чрезвычайные расходы или доходы. Если мы их учтем, то получим чистую прибыль. Из чистой прибыли мы можем выплачивать дивиденды акционерам или оставить часть для развития компании, то есть увеличить собственный капитал (см. соответствующую стрелку, которая ведет в верхний правый квадрат баланса на рисунке 8).

Теперь нам понадобятся несколько понятий, которые относятся к двум рассмотренным финансовым документам (балансу и отчету о прибылях и убытках):


Понятия, относящиеся к отчету о прибылях и убытках Понятия, относящиеся к балансу
Прибыль от продаж (прибыль до выплаты процентов и налогов) (ПотП) Совокупные активы (СА)
Прибыль до налогообложения (ПдоН) Инвестированный капитал (ИК)
Прибыль от обычной деятельности (прибыль после налогов) (ПотОД) Собственный капитал (СК)

За каждым этим понятием стоит определенное денежное выражение – конкретное число рублей (или других денежных единиц). Другими словами, перед нами шесть финансовых показателей.

Внимание! Подавляющее число финансовых коэффициентов, построенных на основе баланса и отчета о прибылях и убытках, которые приводятся во всех учебниках, относящихся к вопросу об эффективности деятельности компании, представляют собой отношения между этими шестью показателями. Например, значение прибыли от продаж мы можем поделить на:

· совокупные активы

· инвестированный капитал

· собственный капитал.

В результате мы получим три различных коэффициента. Действуя в том же духе, мы можем образовать всего девять коэффициентов, характеризующих эффективность деятельности компании. В учебниках, правда, можно найти несколько десятков названий коэффициентов, которые характеризуют финансовое здоровье компании. Это вызвано тем, что у каждого из девяти потенциальных коэффициентов могут быть вариации, вызванные тонкостями учетной политики. Другая причина – у одного и того же коэффициента может быть несколько названий, которые, ничего не меняя, по сути, только запутывают изучающего этот предмет.

Наша задача состоит не в том, чтобы разобраться со всем многообразием имеющихся коэффициентов, а в том, чтобы понять принцип их создания и способы работы с ними. Справившись с этим, Вы сможете разобраться с конструкцией любого коэффициента, не теряясь от многообразия их названий.

Здесь мы рассмотрим два коэффициента, которые считаются наиболее информативными в отношении финансового состояния компании. Рассмотрим две пары показателей из нашей таблицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: