Труд в сфере физической культуры и спорта есть совместная планомерная деятельность связанных между собой работников, совершаемая с помощью специальных средств труда и направленная на оказание по преимуществу разнообразных социально-культурных услуг.
По мнению зарубежных специалистов, в рамках физической культуры и спорта производство услуг в настоящее время составляет 60%, а товаров — 40%, причем прослеживается явная тенденция к увеличению в общем объеме производимого отраслевого продукта доли услуг.
Труд в отрасли «физическая культура и спорт» в той или иной степени охватывает все организационные формы — обязательные занятия в образовательных учреждениях различного типа, организованные на добровольных началах, и самостоятельные занятия физическими упражнениями и видами спорта, любительский и профессиональный спорт и т.д.
Труд работников отрасли имеет специфические особенности.
Во-первых, он носит по преимуществу педагогический характер, так как направлен на обучение и воспитание занимающихся физическими упражнениями и видами спорта.
Во-вторых, он крайне трудно поддается регламентированию и нормированию, требует высокого уровня творчества, связанного с необходимостью принятия самостоятельных решений, направленных на улучшение учебно-тренировочного процесса, организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий, и т. п.
В-третьих, производство социально-культурных услуг в отрасли совпадает по времени с их потреблением, поэтому результаты
труда физкультурных работников, в отличие от трудовой деятельности во многих других отраслях, неотделимы от их действий.
В-четвертых, результаты труда работников физической культуры и спорта приобретают различную форму. Так, результат труда преподавателей, тренеров, инструкторов-методистов и ряда работников других категорий не приобретает материально-вещественной формы, а проявляется в виде социально-культурных услуг. В отличие от этого труд работников, занятых изготовлением и ремонтом спортивного инвентаря и т.п., приобретает материально-вещественную форму, воплощаясь либо в спортивном товаре, либо в материальной услуге.
Работники физической культуры и спорта по роду своей деятельности могут быть объединены в три группы.
Первая группа работников отрасли принимает непосредственное участие в подготовке физкультурников и спортсменов. К этой группе относятся педагоги по физической культуре, тренеры, инструкторы-методисты и др.
Данная группа работников предоставляет так называемые «чистые» услуги, рост производства которых требует увеличения численности подготавливаемых для отрасли специалистов. Расширение рынка труда при производстве таких услуг связано с рядом обстоятельств: наметившимся в последние годы ростом численности занимающихся физическими упражнениями и видами спорта, началом культивирования в России ранее нетрадиционных для нее видов спорта, созданием все новых физкультурно-спортивных организаций в различных организационно-правовых формах и т.д.
Вторая группа работников отрасли принимает участие в создании условий для подготовки физкультурников и спортсменов. В эту группу входят инженерно-технические работники, специалисты, рабочие, служащие и младший обслуживающий персонал клубов, спортивных школ, физкультурно-спортивных сооружений, учебно-тренировочных баз и т.д.
Данная группа работников оказывает так называемые материальные услуги, к которым относятся виды деятельности, связанные с подготовкой или изготовлением спортивных товаров, эксплуатацией физкультурно-спортивных сооружений, а также с медицинским, транспортным и т.п. обслуживанием.
Усложнение материально-технической базы физической культуры и спорта ведет к увеличению объема работ по предоставлению материальных услуг и, следовательно, к росту численности работников различной квалификации, занятых в этом процессе. При этом, в отличие от отраслей материального производства, в сфере физической культуры и спорта повышение уровня технической вооруженности приводит не к сокращению числа рабочих мест, а, наоборот, к их увеличению за счет роста численности
работников, занятых обслуживанием и ремонтом современного спортивного оборудования и т.д.
Третья группа работников (достаточно новая и весьма специфичная для отрасли) - это спортсмены-профессионалы Они оказывают по преимуществу зрелищные услуги, пассивно потребляемые населением.
Рынок труда в отрасли «физическая культура и спорт» имеет и иные специфические особенности. Охарактеризуем их с использованием данных государственной статистической отчетности.
На 01.01.2000 г. в отрасли «физическая культура и спорт» было занято 241 775 человек (табл. 4).
Данные сравнительного анализа свидетельствуют о том, что численность работников отрасли постоянно возрастает- прирост числа работников в 1999 г. по сравнению с 1998 г. составил 5,4%. Наибольший прирост кадров наблюдался по таким группам,' как «физкультурные работники спортивных сооружений» (35,5%) и «физкультурные работники по месту жительства» (22,2%). Значительно увеличился состав работников органов управления физической культурой и спортом всех уровней (19,9%), особенно их руководителей (37,9%). Вместе с тем по некоторым категориям работников наблюдается заметное снижение их численности: число тренеров-преподавателей на предприятиях, в учреждениях организациях и клубах снизилось на 17,2%, а число работников аппарата советов ФСО — на 3,0%.
Подавляющее большинство работников физической культуры и спорта оказывают физкультурно-спортивные и образовательные услуги, так как трудятся в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования (74,0%). В общей численности занятых в отрасли наибольшая доля приходится на учителей общеобразовательных школ (36,2 %), а также на тренеров спортивных школ и училищ олимпийского резерва (19,5%).
Из общего числа работников физической культуры и спорта 57,7% имеют высшее физкультурное образование, а 24,4% — среднее физкультурное образование. Несмотря на активную деятельность по подготовке кадров для отрасли с профессиональным образованием, доля работников без физкультурного образования весьма существенна и в последние годы продолжает увеличиваться: если в 1998 г. эта категория в общей численности работников составляла 16,3%, то в 1999 г. - уже 17,9%. Особенно неблагополучно дело обстоит среди физкультурных работников спортивных сооружении (50,8 % не имеют физкультурного образования) физкультурных работников по месту жительства (32,4%), инструкторов-методистов предприятий, учреждений, организаций и клу-оов (26,1%), тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов детско-юношеских клубов физической подготовки (23 8 %) работников физкультурно-оздоровительной направленности дет-50
се
=? К
Ч ю
се
Н
I
«
■в"
I
О о,
я X
На 01.01.2000 г. | В том числе | без физкультурного образования | ОЧ | 43 291 (17,9 %) 2 737 (23,1 %) 7250 (8,3 %) 390 (7,5 %) 241 (3,3%) 149 (1,2 %) |
с физкультурным образованием | средним | оо | 58943 (24,4 %) 5 871 (49,6%) 25 559 (29,2 %) 1 125 (21,5%) 858 (11,7%) 294 (2,4%) | |
высшим | г- | 139 541 (57,7 %) 3 224 (27,3 %) 54 770 (62,5 %) 3 704 (71,0%) 6 235 (85,0%) 12 002 (96,4 %) | ||
Всего | чо | 241 775 87 579 5219 7 334 12 445 | ||
На 01.01.1999 г. | В том числе | без физкультурного образования | >о | 37403 (16,3%) 2 722 (23,6 %) 6 812 (7,9 %) 368 (7,3 %) 321 (4,5 %) 264 (2,2 %) |
с физкультурным образованием | средним | ■* | 56 493 (24,6%) 5512 (47,8 %) 24 884 (28,9 %) 1098 (21,7%) 802 (11,3%) 188 (1,5%) | |
высшим | ГО | 135518 (59,1 %) 3 299 (28,6 %) 54 295 (63,2 %) 3 586 (71,0%) 6 005 (84,2 %) 11685 (96,3 %) | ||
Всего | О! | 229 414 85 991 5 052 7128 12 137 | ||
Показатели | - | Штатные работники, всего В том числе: работники физкультурно-оздоровительной направленности детских дошкольных учреждений учителя общеобразовательных школ руководители и преподаватели учреждений начального профессионального образования преподаватели средних специальных учебных заведений преподаватели высших учебных заведений |
Он | |
орь | О >> |
н | |
% | Оч |
инстр | о |
ли, | ч |
и | |
а | „ |
я | |
й | и |
репод | ез |
а | |
ж | а |
•енерь щеты: | дюс |
^ |
^ |
гч еч ЧО -н г-... ^ гч |
ГО чо ио о ГЦ |
ГЦ |
Г"- Г- "1 1/0 ■«г ~ гч 1. гч «-Г! |
°°2 -Я |
еN |
гч |
го*К Очс^ Р; <*»« оч _ ио ГЧ |
тг^ Оч<^,_,& О —. ~* оо —^ |
го ©^ Оч Оч ГО |
ио в^ гч ^г Оч |
о\: |
гч |
гч |
го |
чо ©ч |
ОО СК Я00. |
ОЧ <—I,лОГЧ ЧО ио |
о о |
оо^ го го ~ го |
ио ск об ~.?:о |
О чо |
Оч ск го - ГЦ® |
°°2 -я |
ГОЧ^ ГЧ ЧО гч « |
8 -н «2 |
ОО ГО гч чо |
оч Оч ГО |
(и 3
з> ж о
ГЧ -н
н«-<<«ГОС$ ГЧЭ «Й ГОЙ
^ Оч,_,
ио го |
■ч- ОЧ Г- гч |
Г~- ОЧ **>
■* оо ^
ь- "г «л
^О 2 "Л
с^ |
-*К оос^ тге^ го _ оч г-~ ио ^
гч х; |
ио гч |
ОЧ ^н ■* ГЧ
гч гч |
сЯ ЧОч«чос^ чо<^ ч«
^ оч "* оч П; —'
оо - —I ^ ио „
_ О гг) ГО ЧО.*
ГО ^ ГЧ —I
оо<^ ГО __ го |
гч о ЧО « ~3 |
*К ооС«егч^ оо<^
ОО - го Г2 |
■ч- - оо
чо ио |
ГО —I —, ЧО
1^ чо чо
Оч ГО чо ■ч- |
чо гч о гч |
го чо
о | ОО |
м- | о |
г- ' | ЧО |
« | |
прияти клубов | |
ч | |
1) _- | |
а зж | |
ж ж | |
«ж | |
а я | |
о ж | |
Ж Д | |
9 га | |
О и | |
^ & | |
й и | |
ъ * | |
с | о. «5* Ж р и |
е | |
дюк | РК |
1?. |
ГЧ СО ~ го |
иО^ ^-^
ио Ч, гч -н гч |
ОЧ ~ Г~
°^ ио ГО
^ ■* |
ГО _н Г-
ГЧ ГЧ
чо <^ ОО чо оч ^ ГЧ |
ОО г~-
Г— ГЧ ЧО |
ГЧ °^
^ го
г-
ОЧ ОО |
о ио ио |
ЧО ГО го |
ЧО •Л
оч
чо Ч, гч — гч |
гч ~ ^г
40 ■* го
р8 гч гч гч |
тг^ оос^
ОЧ СО ЧО _
О - гч -
_~ ОО _н ОО
~ гч гч
О о ОО., ^н О |
оч ^„ ^О чо ио |
Оч« го чо
ио |
^ гч
о
ЧО гч гч |
! §
■^ ■* г-
ских дошкольных учреждений (23,1 %), тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ (18,2%). Ьолее благополучная ситуация наблюдается среди преподавателей высших учебных заведений (1,2% не имеют физкультурного образования) преподавателей средних специальных учебных заведении {5,5%) и учителей общеобразовательных школ (8,3%).
Следует обратить внимание и еще на одну специфическую особенность: в отличие от многих зарубежных стран, в настоящее время для российского отраслевого рынка труда нехарактерно привлечение населения к деятельности в физкультурно-спортив-ных организациях на общественных началах.
По данным французских исследователей (Апйгеп' \Л/., Воигд 6.-?., На1Ьа В., Ыуз ^-Р., 1995), в 90-х годах XX в. в различных физкуль-турно-сп'ортивных организациях на общественных началах работало- в Бельгии — около 200 тыс. человек (оценка ежегодной стоимости труда составляет 6 млрд бельгийских франков); в Великобритании — 79 тыс. человек (830 млн фунтов стерлингов); в Испании — около 200 тыс. человек (53 760 млн песет) и т.д.