Спонсорство как внебюджетный источник материального обеспечения физической культуры и спорта

Функционирование и дальнейшее развитие физической культу­ры и спорта в условиях рыночной экономики предполагает посто­янный поиск дополнительных источников финансирования и ма­териального обеспечения, одним из которых является спонсорство.

Спонсорство в сфере физической культуры и спортаэто взаи­модействие спонсора и спонсируемого с возможным участием раз­личных посредников, в процессе которого физкулътурно-спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализа­ции маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продук­ции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания.

Взаимодействие спонсора и спонсируемого является результа­том осознания социальной ответственности, как правило, зако­нодательно стимулируемым и нормативно закрепляемым, и име­ет такие характеристики, как целенаправленность, взаимовыгод­ность, долгосрочность и инновационность.

Субъекты спонсорства

Одним из важнейших оснований классификации субъектов спонсорства является близость их продукции к отрасли «физиче-





екая культура и спорт». По этому основанию можно выделить пять групп спонсоров:

1) фирмы, производящие продукцию спортивного назначения, в первую очередь спортивные товары (зарубежные — АсШаз, №ке, КееЬок и др., российские — АО «Спортпром», Воронежское ПО «Спорт», «Спортинтерпром» и др.);

2) фирмы, производящие близкую (продукты питания, сред­ства личной гигиены и т.п.) спорту продукцию (зарубежные — Соса-Со1а, Рер$1, Магз, ОШеИе и др., российские — АО «Россий­ский фермер», «Некрафвская минеральная вода» и др.);

3) фирмы, производящие продукцию, имеющую косвенное (авиакомпании, банки, страховые компании и т.п.) отноше­ние к спорту (зарубежные — Ртпап, БеИа, Сапоп, Риц-РНт и др.; российские — Сберегательный банк Российской Федера­ции, банк «Национальный кредит», «Интурбанк», Балтийский банк и др.);

4) фирмы, производящие далекую от спорта продукцию (за­рубежные — 51етеп5, 2ер1ег, МоЪП, Спке1 и др.; российские — Газпром, НПО «Энергия», «Уралмаш», АО «Рыбинские моторы», Ярославский шинный завод, Тульский комбайновый завод, «Сиб-тяжмаш», Уренгойгазпром и др.);

5) фирмы, производящие несовместимую со спортом про­дукцию (зарубежные — 5 питой", Ма§па, Ь&М и др.; россий­ские — Ярославская табачная фабрика «Балканская звезда», «Ис­ток» и др.).

Объекты спонсорства

Традиционно в качестве основных объектов спонсорства в от­расли «физическая культура и спорт» выступают: 1) организаци­онные единицы отрасли — национальные олимпийские комитеты, федерации по видам спорта, спортивные клубы, команды, отдель­ные спортсмены и т.п.; 2) спортивные соревнования различного ранга; 3) различные уровни развития спорта — спорт высших дос­тижений, резервный спорт, массовый спорт и т.д.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что комплекс­ным объектом спонсорства в отрасли «физическая культура и спорт» является конкретный вид спорта.

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась струк­тура наиболее предпочитаемых для спонсоров видов спорта. При­оритетом в этом списке пользуются футбол, теннис, автомобиль­ный, велосипедный спорт, баскетбол, легкая атлетика, лыжный, парусный, конный спорт и др.

Россия не представляет в этом отношении исключения. Вместе с тем для нашей страны характерны и некоторые особенности в выборе видов спорта для спонсорства. Так, в России спонсорскую поддержку получают такие виды спорта (например, армреслинг,


шахматы и др.), которые по разным причинам не могут рассчи­тывать на нее в зарубежных странах.

Различные субъекты по-разному подходят к выбору конкретного вида спорта как объекта спонсорства.

Представители ВМ\Л/, например, свой выбор обосновывают тем, что для спонсора содержание вида спорта определяется не столько моторными двигательными процессами и сводами правил, сколько идеями, эмоциями, различного рода «дополнительными оттенками», позволяющими влиять на поведение занимающихся и зрителей, ус­танавливать коммуникативные связи и отношения. В связи с этим для спонсорства фирма избрала гольф, теннис, парусный спорт, скач­ки и горнолыжный спорт. Этот выбор был основан на следующих основных соображениях: 1) в данных видах спорта ярко выражен определенный стиль жизни; 2) данные виды спорта достаточно чет­ко соответствуют определенным целевым группам потребителей; 3) компонентами имиджа тенниса, скачек, гольфа и горнолыжного спорта являются международная атмосфера, исключительность, престижность, современность, а также «потребление» их обеспечен­ными людьми и «сильными» личностями; 4) компонентами имиджа парусного спорта и гольфа являются эстетичность, элегантность, наслаждение, серьезность и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: