1. Организация как открытая система управления.
2. Типы организаций. Формальная и неформальная организация.
3. Законы организации.
4. Внутренняя и внешняя среда организации.
5. Управленческая деятельность и управленческие полномочия.
6. Миссия и цели организации.
Темы докладов и сообщений:
1. Взаимодействие человека и организации.
2. Миссия организации: сущность и предназначение.
3. Законы организации и их роль в процессе ее функционирования.
4. организация будущего и ее основные черты.
Контрольные вопросы для повторения:
1. Раскройте сущность понятия «организация».
2. Перечислите и охарактеризуйте основные типы современных организаций?
3. По каким направлениям проводят анализ внутренней (внешней) среды организации?
4. Какую роль играет миссия в организации?
5. Дайте определение основных типов организации в менеджменте
6. Какие общие характеристики организаций вы знаете?
7. Какие факторы внешней среды, по – вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на организацию?
8. Проведите эволюционный анализ горизонтального разделения труда на предприятии, фирме, организации.
9. Какие виды специализации труда вы знаете и в чем состоит их основное отличие?
10. Поясните смысл вертикального разделения труда на предприятии
11. Вниманию студентов предлагается следующее практикующее упражнение «анализ «силовых полей» в организационных изменениях»
Практикующее упражнение - Анализ «силовых полей» в организационных изменениях
Цели - Улучшить аналитические навыки применительно к сложным ситуациям; дать понять, как анализ «силовых полей» помогает уяснить происходящие изменения.
Процедура
Шаг 1. Выберите ситуацию, к которой вы имеете большой личный интерес (например, как получить отличную оценку по курсу «X» или как получить повышение на работе). Ситуация также может быть дана преподавателем.
Шаг 2 Используя приводимую форму анализа «силовых полей» (форма 9.1), примените его технику к выбранной ситуации:
а) опишите ситуацию так, как она существует;
б) опишите ситуацию так, как вы (или герои данной ситуации) хотели бы ее видеть;
в) определите силы «за», т.е. те факторы, которые на данный момент помогают
· перевести ситуацию в желательное состояние;
· удерживают ситуацию от перевода ее в желательное состояние.
Шаг 3. Постарайтесь быть максимально специфичны в терминах п. а) — г) в отношении к выбранной вами ситуации. Нужно постараться «выжать из себя все» для определения действующих сил. Перечислите их все без исключения.
Шаг 4. Определите состояние выявленных силовых полей как слабое, среднее или сильное.
Шаг 5. Методом «мозговой атаки» определите действия по уменьшению мощи сил «против» и увеличению мощи сил «за» изменения. Оцените возможность осуществления каждого из сформированных действий и проранжируйте их в отношении возможности влиять на ситуацию.
Шаг 6. Составьте план реализации выбранных вами действий для продвижения изменения в организации. Разработайте график и бюджет для осуществления данного плана.
План действий
Шаг 7. В малых группах в течение 15—20 мин поделитесь результатами своего анализа с другими обучающимися. Обсудите полезность и недостатки этого метода для анализа личной ситуации и эффективность его применения для анализа организационных изменений.
Будьте готовы доложить в классе результаты группового обсуждения в течение 15—20 мин.
Анализ силовых полей
![]() |
Существующая ситуация Желательная ситуация
Силовые поля
«За» «против»
![]() | ![]() |
Шаг 8. Домашнее задание
Наблюдаемые изменения в организации
Из своего жизненного опыта приведите примеры организационных изменений, которые вам лично приходилось наблюдать или в которых вы непосредственно участвовали. Используйте форму 2
Форма 2 - Организационные изменения
| Изменения в организации в области... | Факты и события из личной жизни |
| ...целей | |
| ...стратегий | |
| ...технологии работ | |
| ...ролей и задач | |
| ...структуры | |
| ...персонала | |
| ...культуры |









