Вопросы для обсуждения:
1. Организация как открытая система управления.
2. Типы организаций. Формальная и неформальная организация.
3. Законы организации.
4. Внутренняя и внешняя среда организации.
5. Управленческая деятельность и управленческие полномочия.
6. Миссия и цели организации.
Темы докладов и сообщений:
1. Взаимодействие человека и организации.
2. Миссия организации: сущность и предназначение.
3. Законы организации и их роль в процессе ее функционирования.
4. организация будущего и ее основные черты.
Контрольные вопросы для повторения:
1. Раскройте сущность понятия «организация».
2. Перечислите и охарактеризуйте основные типы современных организаций?
3. По каким направлениям проводят анализ внутренней (внешней) среды организации?
4. Какую роль играет миссия в организации?
5. Дайте определение основных типов организации в менеджменте
6. Какие общие характеристики организаций вы знаете?
7. Какие факторы внешней среды, по – вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на организацию?
|
|
8. Проведите эволюционный анализ горизонтального разделения труда на предприятии, фирме, организации.
9. Какие виды специализации труда вы знаете и в чем состоит их основное отличие?
10. Поясните смысл вертикального разделения труда на предприятии
11. Вниманию студентов предлагается следующее практикующее упражнение «анализ «силовых полей» в организационных изменениях»
Практикующее упражнение - Анализ «силовых полей» в организационных изменениях
Цели - Улучшить аналитические навыки применительно к сложным ситуациям; дать понять, как анализ «силовых полей» помогает уяснить происходящие изменения.
Процедура
Шаг 1. Выберите ситуацию, к которой вы имеете большой личный интерес (например, как получить отличную оценку по курсу «X» или как получить повышение на работе). Ситуация также может быть дана преподавателем.
Шаг 2 Используя приводимую форму анализа «силовых полей» (форма 9.1), примените его технику к выбранной ситуации:
а) опишите ситуацию так, как она существует;
б) опишите ситуацию так, как вы (или герои данной ситуации) хотели бы ее видеть;
в) определите силы «за», т.е. те факторы, которые на данный момент помогают
· перевести ситуацию в желательное состояние;
· удерживают ситуацию от перевода ее в желательное состояние.
Шаг 3. Постарайтесь быть максимально специфичны в терминах п. а) — г) в отношении к выбранной вами ситуации. Нужно постараться «выжать из себя все» для определения действующих сил. Перечислите их все без исключения.
Шаг 4. Определите состояние выявленных силовых полей как слабое, среднее или сильное.
|
|
Шаг 5. Методом «мозговой атаки» определите действия по уменьшению мощи сил «против» и увеличению мощи сил «за» изменения. Оцените возможность осуществления каждого из сформированных действий и проранжируйте их в отношении возможности влиять на ситуацию.
Шаг 6. Составьте план реализации выбранных вами действий для продвижения изменения в организации. Разработайте график и бюджет для осуществления данного плана.
План действий
Шаг 7. В малых группах в течение 15—20 мин поделитесь результатами своего анализа с другими обучающимися. Обсудите полезность и недостатки этого метода для анализа личной ситуации и эффективность его применения для анализа организационных изменений.
Будьте готовы доложить в классе результаты группового обсуждения в течение 15—20 мин.
Анализ силовых полей
Существующая ситуация Желательная ситуация
Силовые поля
«За» «против»
Шаг 8. Домашнее задание
Наблюдаемые изменения в организации
Из своего жизненного опыта приведите примеры организационных изменений, которые вам лично приходилось наблюдать или в которых вы непосредственно участвовали. Используйте форму 2
Форма 2 - Организационные изменения
Изменения в организации в области... | Факты и события из личной жизни |
...целей | |
...стратегий | |
...технологии работ | |
...ролей и задач | |
...структуры | |
...персонала | |
...культуры |