Например:
Ø каждый студент в колледже учится в определённой группе. Если обозначить через Х – множество студентов в колледже, а через Y – множество групп, то можно сказать, что каждому элементу множества Х (т.е. каждому студенту) сопоставляется единственный элемент множества Y (т.е. та группа, где данный студент учится);
Ø пришли в магазин, покупаем конфеты. Пусть их цена 100 рублей. Сколько денег мы отдаем за 2кг? За 3кг? Говорят, что стоимость покупки есть функция от количества конфет;
Ø ежедневная температура на улице есть функция от времени. В одно и то же время температура не может принимать более одного значения и быть одновременно +5 и -10.
Практическая часть
? Что общего во всех изображениях?
? Каким словом (понятием) можно заменить термин «Движение».
Движения совершают различные механизмы, станки, транспортные средства и т. д. В мировом пространстве движутся Земля и другие планеты, кометы, метеорные тела. Мы сами движемся от детства к юности, взрослости. По мере взросления растет наш интеллект, наши знания и мире.
То есть изменение какой-то одной величины приводит к изменению другой величины. Таким образом, мы видим, что все в мире взаимосвязано. Примером такой взаимосвязи в математике является функция. Функция – зависимость между переменными. При которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.
? В чем различие рисунков?
Движение может осуществляться по различным траекториям.
Самый простой вид траектории движения – прямая, а функция, задающая эту траекторию – линейная.
Проблемная ситуация.
Летом двое ребят устроились на работу. Первый ежедневно получает по 30 рублей, а второй в первый день 10 рублей, а, начиная со второго дня, по 30 рублей. Будет ли день, в который их зарплата будет одинаковой? На какой работе выгоднее работать?
Выскажите ваши гипотезы.
Какими способами можно представить информацию, предложенную в задаче? (информацию можно представить в идее таблицы, формулы, графика)
Попробуйте представить ее в виде таблицы, формулы, графика.
1. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.
2. Доказательство гипотез.
1. Проверка правильности решения проблемы.
2. Формулирование выводов.
Первая работа.
Дни | Зарплата |
х | у |
… | |
х | 30х |
|
|
Вторая работа.
Дни | Зарплата |
х | у |
… | |
х | 30х-20 |
|
Ответьте на вопросы:
? Сопоставьте график и аналитическую запись.
? Что общего в записи функциональной зависимости и в графическом изображении?
? Чем отличаются графики и их аналитическая запись?
? Что изменяется, а что остается постоянным?
? Сделайте общие выводы по предложенной задаче.
|
|
Вывод: важное свойство линейной функции – описывать процессы, протекающие с постоянной скоростью, то есть равномерно.
При равномерном движении тело проходит, равные отрезки пути за любые равные отрезки времени. Например: на длинном ровном перегоне поезд движется равномерно, удары колес о стыки рельсов слышны через одинаковые промежутки времени; километровые столбы (или телеграфные столбы) проходят мимо окна также через одинаковые промежутки времени.