Решение таких задач по маркетингу требует изучения студентом:
- классификации потребителей по разным признакам;
- модели покупательского поведения;
- процесса принятия решения потребителем;
- типов поведения потребителей при принятии решения о покупке: сложное, неуверенное, привычное, поисковое.
Задание
Сегментировать рынок товаров или услуг. Товар или услуга выбирается студентом в соответствии с заданием в таблице 4.1.
Студент может составить анкету по товару или услуге предприятия, на котором он работает.
Для описания сегментов можно пользоваться переменными в таблице 5. 1. Для примера можно использовать таблицу 5. 2. Определить наиболее выгодный(е) сегмент(ы) рынка для своего предприятия и указать причины.
Некоторые переменные, используемые для сегментирования
Потребительских рынков
Таблица 5.1
| Переменная | Типичное разбиение |
| По географическому принципу | |
| Регион | Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, По- волжский, Северо-Кавказский, Уральский, За- падно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный |
| Область, край (например, Цент- рально-Черноземный район) | Воронежская, Тамбовская, Белгородская, Кур- ская, Липецкая |
| Город (по числу жителей) | Менее 5 тыс., 5 – 20 тыс., 20 – 50 тыс., 50 – 100 тыс., 100 – 250 тыс., 250 – 500 тыс., 0,5 – 1 млн., 1 – 4 млн., 4 млн. и более |
| Плотность населения | Город, пригород, сельская местность |
| Климат | Теплый, холодный |
| По демографическому принципу | |
| Возраст (лет) | До 6, 6 – 11, 12 – 19, 20 – 34, 35 – 49, 50 – 64, 65 и больше |
| Пол | Мужской, женский |
| Размер семьи (человек) | 1 – 2, 3 – 4, 5 и более |
| Этапы жизненного цикла семьи | Молодые, одинокие; молодая семья без детей; молодая семья с младшим ребенком в возрасте до 6 лет; молодая семья с младшим ребенком в возрасте до 6 лет и старше; пожилые супруги с детьми; пожилые супруги без детей моложе 18 лет; пожилые, одинокие; прочие |
| Уровень доходов (на каждого члена семьи) | Менее, соответствует или больше уровня про- житочного минимума |
| Род занятий | Лица умственного труда и технические специа- листы; управленцы, должностные лица и вла- дельцы; служащие; продавцы; ремесленники, мастера, прорабы; квалифицированные рабочие; фермеры; пенсионеры; студенты, учащиеся; домохозяйки; безработные |
| Образование | Начальное или ниже; неоконченное среднее; среднее; неоконченное высшее; высшее |
| Вероисповедание | Православный, католик, протестант, иудей и др. Раса Белый, негр, житель Востока Национальность Русские, украинцы, белорусы и др. |
| Раса . | Белый, негр, житель Востока |
| Национальность | Русские, украинцы, белорусы и др. |
| По психографическому принципу | |
| Общественный класс | Низшие слои низшего класса; высшие слои низ- шего класса; рабочий класс; средний класс; высшие слои среднего класса; низшие слои высшего класса; высшие слои высшего класса |
| Образ жизни | Консерватор, жизнелюб и т.д. |
| . Тип личности | Импульсивная натура, конформист, авторитар- ная натура, честолюбивая натура |
| По поведенческому принципу | |
| Искомые преимущества | Уровень качества, уровень обслуживания, экономичность |
| Статус пользователя | Не пользующийся, бывший пользователь, потенциальный пользователь, начинающий пользователь, регулярный пользователь |
| Интенсивность потребления | Изредка, часто, постоянно |
| Степень приверженности | Отсутствует, средняя, высокая, абсолютная |
| Степень готовности к воспри- ятию товара | Неосведомленный, осведомленный, информи- рованный, заинтересованный, желающий, наме- ревающийся купить |
| Отношение к товару | Восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное |






