Для решение таких задач по маркетингу студент должен изучить номенклатуру потребительских свойств товара, уметь выявлять различия между качеством и конкурентоспособностью товаров и уяснить методы оценки конкурентоспособности товара.
Задание
На основании данных, полученных экспертным образом, приведенных в таблице 3.1 определите конкурентоспособность электропечи "Мечта" по сравнению с идеальным образцом и электропечью "Лысьва" а также правильность установления продажной цены электропечи "Мечта". Полученные результаты занесите в таблицу 3.3 и сделайте необходимые выводы. Бальная оценка сравниваемых товаров выбирается студентом по вариантам в соответствии с данными, приведенными в таблице 3.2.
Данные о конкурентоспособности электропечей, полученные экспертным путем
Таблица 3.1
Параметры товара | Коэффициент весомости | Оценка идеального образца в баллах | Балльная оценка сравниваемых товаров | Взвешенный параметрический индекс | |||
"Мечта" | "Лысьва" | "Мечта" | "Лысьва" | ||||
Надежность | 0,5 | ||||||
Количество конфорок | 0,3 | ||||||
Дизайн | 0,2 | ||||||
Итого | 1,0 | ||||||
Продажная цена, руб. | |||||||
Данные по вариантам
|
|
Таблица 3.2
№ варианта* | Балльная оценка сравниваемых товаров | |
"Мечта" | "Лысьва" | |
*-вариант выбирается студентом в зависимости от номера в журнале студенческой группы
Определение конкурентоспособности электропечи "Мечта"
Таблица 3.3
Параметры товара | Коэффициент весомости | Оценка идеального образца в баллах | Балльная оценка сравниваемых товаров | Взвешенный параметрический индекс | |||
"Мечта" | "Лысьва" | "Мечта" | "Лысьва" | ||||
Надежность | 0,5 | 45,0 | 50,0 | ||||
Количество конфорок | 0,3 | 28,5 | 27,0 | ||||
Дизайн | 0,2 | 18,4 | 16,0 | ||||
Итого | 1,0 | 91,9 | 93,0 | ||||
Продажная цена, руб. | |||||||
Решение:
|
|
1) Сложим баллы по всем параметрам у сравниваемых товаров. Из расчетов следует, что балльная оценка (277баллов) у электропечи "Мечта" выше, чем у "Лысьвы" (270 баллов) за счет дизайна и числа конфорок.
2) Рассчитаем взвешенный параметрический индекс, учитывающий балльную оценку с учетом весомости по каждому параметру и по изделию в целом. Он составит у электропечи "Мечта" 91,9.
90 * 0,5 + 95 * 0,3 + 92 * 0,2=91.9
3) Определим соотношение итогового параметрического индекса товаров и идеального образца.
4) Рассчитаем приведенный индекс, полученный на основе сравнения итогового параметрического индекса товара-конкурента и электропечи "Мечта". Он составит 102.
93,0 *100 / 91,2= 102
5) Определим надбавку (скидку), которая заложена в первоначально установленной цене электропечи "Мечта", равной 2400 рублей. Скидка в нашем примере составит 2%
(100-102) * 100 % / 102) =2%
6) Находим цену электропечи "Мечта", при которой покупатели оказывают одинаковое предпочтение товарам вне зависимости от их цены. Она будет равна 2450 руб.
(2500 * (100 %-2 %)) /100 =2450 руб.
Следовательно, цена электропечи "Мечта" оказалась заниженной на 50 рублей.
2450-2400=50 руб.