Интеллектуальная собственность

Факторный подход

- Наука и техника являются основными факторами экономического развития страны

- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

- Управление инновационными процессами базируется на использовании статистических факторных моделей, нормирование трудоемкости, ресурсоемкости и т.д.

Функциональный подход

- Рациональное разделение труда

- Специализация управленческих функций

- Моделирование инновационных процессов

- Использование методов сетевого планирования

Системный подход

- Рассмотрение предприятия как сложной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов

- Учет факторов конкурентной среды

Ситуационный подход

- Рассмотрение вариантов реализации проектов

- Анализ факторов, определяющих успех инноваций

- Выработка управленческих решений, оптимальных именно до конкретной ситуации

Вывод: Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на достижение целей инновационного развития организации путем эффективного использования материальных и трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный проект - совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам сроком и исполнителям мероприятий.

В условиях рынка признаком инноваций считается её потребительская новизна. В соответствии с международными рекомендациями инноваций является конечный результат инновационной деятельности в виде нового и усовершенствованного продукта, успешно внедрённого на рынке. Незначительные изменения называются улучшениями. Улучшение - сдвиг, имеющий место внутри системы, который не приводит к существенному изменению внутри системы, улучшения не затрагивают существенных изменений в системе и имеют небольшое воздействие.

Стэндфордский НИИ представил классификацию стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:

1 фаза открытия - период, предшествующий изобретению, стадия фундаментальных исследований.

2 фаза творчества - период между открытием и изобретением, стадия прикладных исследований.

3 фаза воплощения - период между готовым изобретением и началом разработки в широких масштабах

4 фаза разработки - проведение опытно-конструкторских разработок

5 фаза - циклы технологических нововведений

6 фаза - деловой цикл - внедрение нововведений в жизнь потребителя

Группы инноваций:

1 сфера приложений

2 характер удовлетворяемой потребности

3 по степени радикальности делятся на базисные, которые возникли на базе крупных изобретений, положившие начало новым, ранее неизвестным продуктам; системные - объединяют уже существующие функции и создают новый продукт; псевдоиновации;

Инновации, оказывающие влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности компании:

1 архитектурные инновации приводят к устареванию текущих технологий продуктов и рыночно потребительских связей.

2 революционные инновации - не разрушают рыночно продуктовые связи, но приводят к устареванию продуктово-технологических возможностей

3 ниша, создающая инновации

4 регулярные инновации

Классификация по причинам возникновения:

1 реактивные инновации

2 стратегические инновации.

Диффузия нововведений - процесс коммерциализации новшеств, который сопровождается распространением нововведений в социально-экономической среде. Распространение начинается среди одной или нескольких компаний, но затем охватывает все большее количество и в разных отраслях.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии определяется различными факторами:

1 форма принятия решений

2 от способа передачи информации

3 свойства социальных систем

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений:

1. Регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление её существующих функций.

2. Изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения её функционирования.

3. Адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.

4. Новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений

5. Новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется

6. Новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа

7. Новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет её функциональный принцип

8. Радикальные

9. Улучшающие

10. Модификационные

Интеллектуальная собственность

Предпосылками формирования рынка интеллектуальной собственности явились превращение технологии в товар, создание системы прав собственности на научно-технические достижения, распространения лицензирования, формирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, превращение знаний в товар.

В рыночной экономике возмещение расходов научного труда другими отраслями, которые потребляют эти результаты преображаете характер товарно-денежных отношений исследовательский труд превращается в наемный, что в свою очередь превратило продукт этой деятельности интеллектуальную собственность в товар.

Объектами интеллектуальной собственности является документально подтверждённые права на результаты интеллектуальной деятельности: научные открытия и изобретения, технологические и проектные работы, образцы новой продукции, техники или материала, консалтинговые услуги, экономико-финансовые, управленческие, маркетинговые услуги, а также различные виды литературно-художественного творчества.

К промышленной собственности относятся:

1. Изобретения

2. Полезные модели

3. Промышленные образцы

4. Товарные знаки

5. Фирменные наименования

6. Конфиденциальная информация

В соответствие с определением, изложенным в пункт 8 статьи 2 конвенции об интеллектуальной собственности, изданной в стокгольмской редакции от 14 июля 1967 года, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся:

a) К литературным художественным и научным произведениям,

b) К исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачи

c) К изобретениям во всех областях человеческой деятельности

d) К научным открытием

e) К товарным знаком, знаком обслуживания, фирменным знаком, коммерческим обозначением

f) К защите против недобросовестной конкуренции

Основные формы защиты промышленной собственности:

1. Патент - свидетельство, выдаваемое компетентными, правительственными органами и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Сроки действия патента на изобретение составляет 20 лет с даты подачи заявки. Патент на промышленный образец 10 лет (может быть продлён на 5 лет), свидетельство на полезную модель выдаётся на 5 лет (продление 2-3 лет), товарный знак на 10 лет (продление 10 лет). Наличие охранного документа на инновацию предоставляет его обладателю ряд преимуществ: защита монопольных прав, увеличение конкурентоспособности, уменьшение вероятности нарушения прав и получение возможности получения дополнительной прибыли.

2. Лицензия - разрешение, выдаваемое владельцам технологий, защищённой или незащищенной патентом, заинтересованной в этой технологии стороне с целью использования в течение определенного времени на определенной территории и за определенную плату.

Что такое патент и как появился


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: