Факторный подход
- Наука и техника являются основными факторами экономического развития страны
- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
- Управление инновационными процессами базируется на использовании статистических факторных моделей, нормирование трудоемкости, ресурсоемкости и т.д.
Функциональный подход
- Рациональное разделение труда
- Специализация управленческих функций
- Моделирование инновационных процессов
- Использование методов сетевого планирования
Системный подход
- Рассмотрение предприятия как сложной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов
- Учет факторов конкурентной среды
Ситуационный подход
- Рассмотрение вариантов реализации проектов
- Анализ факторов, определяющих успех инноваций
- Выработка управленческих решений, оптимальных именно до конкретной ситуации
Вывод: Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на достижение целей инновационного развития организации путем эффективного использования материальных и трудовых и финансовых ресурсов.
|
|
Инновационный проект - совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам сроком и исполнителям мероприятий.
В условиях рынка признаком инноваций считается её потребительская новизна. В соответствии с международными рекомендациями инноваций является конечный результат инновационной деятельности в виде нового и усовершенствованного продукта, успешно внедрённого на рынке. Незначительные изменения называются улучшениями. Улучшение - сдвиг, имеющий место внутри системы, который не приводит к существенному изменению внутри системы, улучшения не затрагивают существенных изменений в системе и имеют небольшое воздействие.
Стэндфордский НИИ представил классификацию стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:
1 фаза открытия - период, предшествующий изобретению, стадия фундаментальных исследований.
2 фаза творчества - период между открытием и изобретением, стадия прикладных исследований.
3 фаза воплощения - период между готовым изобретением и началом разработки в широких масштабах
4 фаза разработки - проведение опытно-конструкторских разработок
5 фаза - циклы технологических нововведений
6 фаза - деловой цикл - внедрение нововведений в жизнь потребителя
Группы инноваций:
1 сфера приложений
2 характер удовлетворяемой потребности
3 по степени радикальности делятся на базисные, которые возникли на базе крупных изобретений, положившие начало новым, ранее неизвестным продуктам; системные - объединяют уже существующие функции и создают новый продукт; псевдоиновации;
|
|
Инновации, оказывающие влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности компании:
1 архитектурные инновации приводят к устареванию текущих технологий продуктов и рыночно потребительских связей.
2 революционные инновации - не разрушают рыночно продуктовые связи, но приводят к устареванию продуктово-технологических возможностей
3 ниша, создающая инновации
4 регулярные инновации
Классификация по причинам возникновения:
1 реактивные инновации
2 стратегические инновации.
Диффузия нововведений - процесс коммерциализации новшеств, который сопровождается распространением нововведений в социально-экономической среде. Распространение начинается среди одной или нескольких компаний, но затем охватывает все большее количество и в разных отраслях.
В реальных инновационных процессах скорость диффузии определяется различными факторами:
1 форма принятия решений
2 от способа передачи информации
3 свойства социальных систем
Классификация инноваций по глубине вносимых изменений:
1. Регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление её существующих функций.
2. Изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения её функционирования.
3. Адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.
4. Новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений
5. Новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется
6. Новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа
7. Новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет её функциональный принцип
8. Радикальные
9. Улучшающие
10. Модификационные
Интеллектуальная собственность
Предпосылками формирования рынка интеллектуальной собственности явились превращение технологии в товар, создание системы прав собственности на научно-технические достижения, распространения лицензирования, формирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, превращение знаний в товар.
В рыночной экономике возмещение расходов научного труда другими отраслями, которые потребляют эти результаты преображаете характер товарно-денежных отношений исследовательский труд превращается в наемный, что в свою очередь превратило продукт этой деятельности интеллектуальную собственность в товар.
Объектами интеллектуальной собственности является документально подтверждённые права на результаты интеллектуальной деятельности: научные открытия и изобретения, технологические и проектные работы, образцы новой продукции, техники или материала, консалтинговые услуги, экономико-финансовые, управленческие, маркетинговые услуги, а также различные виды литературно-художественного творчества.
К промышленной собственности относятся:
1. Изобретения
2. Полезные модели
3. Промышленные образцы
4. Товарные знаки
5. Фирменные наименования
6. Конфиденциальная информация
В соответствие с определением, изложенным в пункт 8 статьи 2 конвенции об интеллектуальной собственности, изданной в стокгольмской редакции от 14 июля 1967 года, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся:
a) К литературным художественным и научным произведениям,
b) К исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачи
c) К изобретениям во всех областях человеческой деятельности
d) К научным открытием
e) К товарным знаком, знаком обслуживания, фирменным знаком, коммерческим обозначением
|
|
f) К защите против недобросовестной конкуренции
Основные формы защиты промышленной собственности:
1. Патент - свидетельство, выдаваемое компетентными, правительственными органами и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Сроки действия патента на изобретение составляет 20 лет с даты подачи заявки. Патент на промышленный образец 10 лет (может быть продлён на 5 лет), свидетельство на полезную модель выдаётся на 5 лет (продление 2-3 лет), товарный знак на 10 лет (продление 10 лет). Наличие охранного документа на инновацию предоставляет его обладателю ряд преимуществ: защита монопольных прав, увеличение конкурентоспособности, уменьшение вероятности нарушения прав и получение возможности получения дополнительной прибыли.
2. Лицензия - разрешение, выдаваемое владельцам технологий, защищённой или незащищенной патентом, заинтересованной в этой технологии стороне с целью использования в течение определенного времени на определенной территории и за определенную плату.
Что такое патент и как появился