Краткие сведения из теории

В пути следования комфорт пассажиров обеспечивает проводник пассажирских вагонов. Выполняемая проводником работа в пути разнообразна, и главная цель ее - обеспечить пассажирам комфортные, санитарно-гигиенические и безопасные. условия проезда. В обязанности проводника входит; предоставление пассажирам необходимых услуг, управление техническими устройствами вагона - отоплением, вентиляцией, кондиционированием воздуха и др., санитарное содержание вагона, обеспечение выполнения правил проезда пассажирами, поддержание общественного порядка в вагоне, учет и передача свободных мест, оказание необходимой помощи Пассажирам в случае болезни, сообщение пассажиру необходимой ему информации о расписании движения поезда.

Не менее двух раз в сутки в пассажирском вагоне в пути следования производят влажную уборку. Четыре раза в сутки, а если необходимо, то и чаще производится уборка туалетов с обязательным мытьем полов. В купейных, мягких и вагонах СВ дважды в сутки пылесосят дорожки в купе и коридоре.

С учетом обширности Российской Федерации пассажирские поезда в рамках одного рейса могут проследовать через несколько климатических зон, с севера на юг, с запада на восток и наоборот, поэтому одной из главных задач в обеспечении комфортности пассажиров, является поддержание необходимого температурного режима, а также влажности в вагоне. Это возможно при правильной эксплуатации системы отопления, вентиляции и кондиционирования.

При температуре наружного воздуха до - 40 °С температуру в вагоне поддерживают при угольном отоплении не ниже 18 °С, при электрическом комбинированном, в пределах 18-20°С. Перед подачей не станции для осуществления посадки пассажиров, вагон должен быть достаточно прогрет. В вагонах с электрическим или комбинированным (электрическим или угольным) отоплением система отопления должна постоянно работать в автоматическом режиме. На ручное управление отоплением разрешается переходить при согласовании с начальником поезда или поездным электромехаником и только в случае неисправности элементов автоматики или при нарушении нормального температурного режима.

Пассажирские вагоны оборудованы устройствами для естественной и принудительной вентиляции. Данные устройства должны обеспечивать в вагоне нормальный воздухообмен, чтобы при длительном пребывании значительного количества пассажиров в нем не повышались влажность и температура воздуха, а также не допустимое содержание в составе воздуха вредных для жизнедеятельности организма веществ. Температура в вагоне регулируется с помощью вентиляционных устройств, в частности системы кондиционирования воздуха. Как правило, комфортное пребывание пассажиров находится в диапазоне температуры воздуха внутри вагона от 18 °С до 20 °С и влажности 30-70 %. Максимально допустимое содержание углекислого газа в воздухе 0,1 % от объема, пыли - не более 1 мг/м3.

Работа систем кондиционирования и вентиляции

При работе принудительной вентиляции в зимнее время обеспечивается дополнительное поступление тепла для обогрева вагона, так как воздух подогревается калорифером, летом с ее помощью происходит воздухообмен и охлаждение воздуха внутри вагона. Установка принудительной вентиляции пассажирского вагона действует на трех режимах, или ступенях, работы. Первая ступень с малым объемом подаваемого воздуха применяется зимой. Вторая ступень с подачей среднего объема воздуха в вагон используется весной, осенью или летом при малой населенности вагона и при сравнительно невысокой температуре наружного воздуха. Третью ступень с подачей большого объема воздуха применяют летом при высоких температурах окружающей среды.

С увеличением скорости движения пассажирских поездов свыше 140 км/ч увеличивается количество пыли попадающей в вагон через не плотности закрытых окон, дверей и рефлекторов, поэтому система вентиляции должна создавать необходимый подпор воздуха изнутри вагона, чтобы обеспечить обмен воздуха и исключить попадание пыли.

Наиболее комфортные условия для пассажиров созданы в вагонах, оборудованных устройствами кондиционирования воздуха. В этих установках воздух, подаваемый в вагон летом, охлаждается, а зимой подогревается, что позволяет в более широких диапазонах изменять температуру, влажность и другие параметры воздуха внутри вагона. Кондиционирование воздуха позволяет создавать комфортные условия в вагоне при температуре наружного воздуха от+ 32°С до - 40 °С. В настоящее время установками для кондиционирования оборудованы все типы вагонов дальнего следования. В данных вагонах окна в купе не открываются, а коридоре окна выполнены с открывающимися под углом форточками.

Естественная вентиляция вагона осуществляется через потолочные дефлекторы и открываемые окна. Нормальный тепловой режим в вагоне зимой, при низких температурах наружного воздуха, достигается правильной работой системы водяного отопления котла и подогревом поступающего из вентиляционной установки воздуха до температуры не менее 20 °С.

В зимнее время при большой населенности вагонов, особенно плацкартных или с общими местами, при работающей вентиляционной установке необходимо приоткрывать дефлекторы в пассажирском помещении для улучшения воздухообмена и удаления использованного воздуха с большой влажностью и содержанием углекислоты. Со стороны котлового конца вагона дефлекторы открывают на 10-15 мм, а в не котловой части вагона - на 20-25 мм.

Объективным показателем плохой работы вентиляционной установки является запотевание окон с внутренней стороны вагона.

Установка кондиционирования воздуха должна работать в автоматическом режиме и поддерживать температуру воздуха в вагоне в пределах 22-25 °С летом и 18-22 °С зимой. Работа установки автоматически отрегулируется с помощью установленных в вагоне термостатов, которые регулируют на изменение температуры. При неисправности термостатов можно поддерживать температуру на ручном управлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: