При поступлении вагонов на специализированный путь, колесные пары осматриваются под вагоном, производится инструментальная проверка мастером пункта. Осмотр поверхности катания колес производиться с обстукиванием молотком и визуально. Осматриваются диски, средние части осей, места сопряжения ступиц колес с осью. При подозрении на наличие трещины - колесную пару выводят из эксплуатации и направляют в колесный цех для проверки методом неразрушающего контроля на вагонном ремонтном предприятии.
При выявлении неисправностей колесной пары ее дальнейшая эксплуатация запрещается и колесная пара подлежит смене.
Грузовые вагоны, находящиеся в эксплуатации с исполненным пробегом 100 тыс. км, и имеющие колесные пары с толщиной обода колеса менее 35 мм, в зимний период (с 1 сентября по 1 марта) при наличии выщербин глубиной более 5 мм и длиной более 25 мм, ползунов и наваров размером более 0,5 мм из под вагона выкатывают и направляют в очередной плановый вид ремонта производимый в колесном участке вагонного ремонтного предпрития.
|
|
При поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт (ТР-1 и ТР-2) в обязательном порядке производится замер толщины гребней колес, при обнаружении разницы толщины гребней колес колесной пары более 3 мм, колесная пара заменяется на исправную.
При поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт (ТР-2) по грению буксового узла производится смена колесной пары и инструментальный обмер базовых параметров тележки. При не соответствии размеров тележку заменить и отправить в ремонтное вагонное депо.
Особое внимание требуют колесные пары с повышенной твердостью обода колес с маркировкой на ободе колеса индекса «Т».
Запрещается подкатка колесных пар с повышенной твердостью под вагоны собственности организаций, не входящих в структуру ОАО «РЖД.
Запрещается подкатка колесных пар с цельнокатаными колесами с индексом «Т» под моторвагонный и под пассажирский подвижной состав.
Дефектация и замена колесных пар производится мастером пункта. Для замены неисправной колесной пары мастер подбирает из имеющегося запаса годную колесную пару и размечает ее под вагон. Хранение колесных пар производится на специальном пути, с разграничением их на участки исправные и неисправные. Неисправные колесные пары отправляются в колесный цех вагонного ремонтного депо.
При подкатке колесных пар, получаемых после капитального ремонта из вагоноколесных мастерских, заводов производится их входной контроль с проведением следующих работ :
- проверку разницы диаметров колес по кругу катания;
- проверку расстояния между внутренними гранями ободьев колес;
|
|
- проверку на наличие механических повреждений (забоин, вмятин и др.) на средней части оси;
- проверку наличия сопроводительных документов на колесные пары нового формирования.
Колесные пары не соответствующие выше указанным требованиям к подкатке под вагон не допускаются. Регистрацию всех колесных пар производить в журнале формы ВУ-53, где записываются номера колесных пар, пункты ремонта или формирования и в случае выявления несоответствия размеров или дефектов, выявленные нарушения.
У колесных пар под вагонами производят проверку:
- состояния элементов колесных пар;
- соответствие размеров и износов элементов колесных пар установленным нормам.
Перечень основных ремонтных работ, производимых при смене колесных пар:
- подъемка вагона;
- выкатка тележки из под вагона;
- подъемка тележки;
- выкатка неисправной колесной пары из под тележки;
- подкатка исправной колесной пары под тележку;
- опускание тележки на исправную колесную пару;
- опускание вагона на тележку.
Неисправности колесных пар выявленных при техническом обслуживании имеют классификатор. Классификация предназначена для исключения разнообразия в наименовании одних и тех же неисправностей колесных пар и их элементов, правильного ведения статистического учета изъятия колесных пар из эксплуатации и при поступлении в ремонт, а также для установления объема ремонтных работ, выполняемых на вагонных ремонтных предприятиях.
Все неисправности колесных пар и их элементов классифицируются по двухзначной десятеричной системе, например, 10, 11, 20, 21, 30, 31 и т. д. Для подразделения неисправностей по видам и месту их образования принята следующая классификация:
1. Неисправности цельнокатаных колес:
- износы;
- дефекты поверхности катания;
- трещины и изломы.
2. Неисправности осей:
- износы;
- трещины и изломы;
- прочие неисправности.
3. Неисправности колесных пар.
Для сохранения сведений о неисправностях ремонтируемых колесных пар, необходимых при статистическом анализе, устанавливается следующий порядок регистрации неисправных колесных пар и их элементов с использованием классификации:
1) при оформлении натурного колесного листа формы ВУ-51 в строке «Неисправность» вместо записи вида неисправности проставляется соответствующий ей номер по классификации;
2) при заполнении журнала колесного цеха формы ВУ-53 в графах «Выполненный ремонт» отмечается причина браковки - номер дефекта;
3) в случае отправки забракованной колесной пары в ремонт в другой пункт в графе 3 пересылочной ведомости формы ВУ-50 и журнале колесного цеха формы ВУ-53, кроме требуемого ремонта, отмечается вид неисправности - номер дефекта;
4) при наличии в элементах колесной пары разных неисправностей указываются лишь те из них, для устранения которых требуется больший объем ремонтных работ.