«Молись Богу Творцу, давшему человеку силу открыть значение чисел».
Мусульманская мудрость
Наблюдатель, стоящий на улице, может обратить взор к небу и распознать приведенную на рисунке фигуру как дистилляцию фундаментального состояния человеческой жизни. С одной стороны, она символизирует естественный ход вещей, а с другой — неограниченные возможности.
КРУГ
КВАДРАТ
небеса
земля
бесконечное
конечное
непроявленная сущность
проявленный мир
внутренняя причина
внешний эффект
центр
четыре направления
На протяжении всей человеческой истории квадрат проявлялся как универсальный и неизменный символ цельности, гармонии и преобразования. Он определяет характер почти всех первоначальных интуитивных представлений относительно природы
реальности, тех представлений, которые, определяют саму жизнь и присуши каждому из нас. Когда первые геометры пробовали понять пропорциональные соотношения между стороной квадрата и его диагональю, они также обнаружили мистическую связь между этими двумя величинами. Отношение описывается как 1:1.414...
|
|
Соотношения между кругом и квадратом имеют метафизическую природу. Эту природу используют в своих творениях архитекторы и художники; в сакральной геометрии она повторяет или отображает в символической форме диалог между Небесами и Землей, Бесконечным и Конечным. Круг — это основополагающий знак, первичный символ для обозначения одновременно всего и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой и с помощью которой человек себя утрачивает и вновь обретает. Он связан с Musica Mundana — Музыкой Сфер, изящным внутренним звуком Космоса, который отражен в гармоничных отношениях звуков и геометрических форм в пределах Вселенной.
Доктрина первичности и важности звука, на которой основана теория геометрии звука, имеет очень древнюю историю. По-священческие школы (например, тантрическая школа Трика кашмирского шиваизма) связывают феномен мантры как произносимого звука с высшим философским принципом системы — ман-трика шакти, первичной энергией, которая сокрыта в звуках мантр. Речь в ее звучащем варианте рассматривается не только как продукт физических органов и дыхания, но и как проявление сознания.
Все буквы суть отражение универсальной энергии. Произносимая речь и алфавиты — это вторичные формы первичной энергии Господа. По этой причине буквы санскритского алфавита, называемого мантрикой, также известны как «нетленные» (ак-шара) потому что они являются частью неизменного и вечного качества их источника. Мантрика шакти эманирует в форме речи в двух различных аспектах: в вечном аспекте — как мантра и в конечном аспекте — как обыденный язык, знаменуя гармонию формы и содержания. Можно утверждать, что такой особенностью обладают все алфавиты, построенные на основании кругов и квадратов. Буквы иврита и тибетского языков были рассмотрены выше; далее приводятся буквы санскрита.
|
|
Отношения между стороной и диагональю квадрата сопрягаются с этой же мистической гармонией и служат символом гармоничных отношений между формой и сущностью. Согласно Юнгу, круг неизбежно символизирует процессы природы или космоса как целое, в то время как квадрат отражает Вселенную, связанную с человеком и организованную им. Круг представляет подсознательные и сверхсознательные качества природы, квадрат соотносится с сознательными рациональными свойствами. В своей совокупности они оба представляют Божественное видение мира.
ГЕКСАГРАММА
«Человек — это малый мир внутри большой Вселенной».
Парацельс.
Гексаграмма, Печать Соломона, получается в результате соединения двух треугольников, расположенных таким способом, что они формируют шестиконечную звезду. Это один из наиболее священных геометрических символов, который представляет множество вещей. В отношении человеческой души он символизирует буддхи, шестой принцип бытия, начинающийся внизу и поднимающийся вверх. Так же, как пентаграмма символизирует манас, пятый принцип бытия, указующий вперед, на буддхи, гексаграмма представляет собой манас после того, как он был затерян в буддхи. (Санскритский термин буддхи буквально означает «разум,
распознавание, мудрость». Манас переводится как «исток Божественного разума») Пентаграмма — символ человека; гексаграмма символизирует человека будущего, который будет обладать шестью новыми принципами бытия, действующие в его внешнем, или истинном сознании.
В индуизме этот символ называется шаткона. Треугольник, направленный вверх, представляет трансцендентное бытие Шивы (пуруша, огненное начало); треугольник, направленный вниз, — проявленную энергию Шакти (пракрити, водное начало).
Гексаграмма и пентаграмма в Каббале
При взаимодействии двух треугольников происходит установление психофизического порога восприятия: буддхи остается на другой стороне порога, который разделяет манас и буддхи. Буддхи
и атма (модус души) остаются вне порога. В человеке будущего этот порог будет установлен таким образом, чтобы только атма была отделена. Буддхи представит, таким образом, самое высокое достижение внешнего сознания человека.
Пентаграмма внутри гексаграммы — один из важнейших знаков средневековых философов-алхимиков и каббалистов, даюший ключ к осознанию их понятий. Этот двойной знак можно увидеть над входом в храмы с буддистскими статуями и изображениями, в каждом ламаистском святилище и часто над тибетскими хранилищами реликвий. Микрокосм в матрице Вселенной, заключенный внутри макрокосма, как зародыш, держится на трех основных силах. Цифрами на рисунке слева показаны 25 сил природы, создающие человеческое существо. Древние каббалисты и философы, выражавшие в символах каждую силу природы, в силу мистических связей, существующих между числами, фигурами и мыслями, избрали для изображения пяти основных конечностей человека (головы, рук и ног) пять точек пентаграммы.
Другое значение гексаграммы — объединение духовных и материальных троиц, поскольку треугольник всегда представляет троицу. Троица — символ единства Божественного, разделенного одной единой силой на две тройственности: электричество и магнетизм, и схождение этих двух принципов в одной точке. Другими словами, троица в аспекте гексаграммы символизирует закон противоположностей и закон равновесия, устанавливающие высшую гармонию. Именно через разделение сущности на эти два принципа, положительный и отрицательный, которые затем соединяются воедино, может проявить себя будущее.
|
|
Гексаграмма обычно рисуется с одним белым, а другим черным треугольником, что показывает духовный и материальный аспекты бытия. Две троицы переплетены; таким образом, вся жизнь предстает как продукт гармоничной деятельности духовных и материальных принципов, каждый из которых воздействует на другой. Дух символизируется верхней точкой, а материя — нижней. Вселенная не получает окончательной осуществленной материализации до тех пор, пока все составляющие ее элементы не будут полностью одухотворены. Это непрерывно продолжающийся процесс нисхождения духа в материю.
В человеческом существе духовная троица, или треугольник, сопрягается с атмой, буддхи и манасом. Кама, принцип желания, не входит в эту градацию; он представляет собой линию, которая разделяет два треугольника. Таким образом желание выражает себя по двум направлениям: верхний треугольник ведет желание впе-
ред через ум, душу и дух, в то время как нижний треугольник есть сама жизнь в ее грубом, физическом представлении. Направленность треугольника показывает, руководят ли желанием физические ощущения, или же оно действует под духовным началом. Характер желания свидетельствует о разделении путей жизни. Человек должен выразить себя согласно природе своих желаний; в этом заключается идея направленности человеческого развития.
Посмотрим теперь на гексаграмму как на символ всего тела. Нижний треугольник представляет физическое тело, эфирное тело и тело желаний. Верхний треугольник — дух, душу и причинное тело; линия медианы проходит через ментальное тело. Таким образом конкретная мысль является пограничной линией пути развития: она находится между материальным и духовным треугольниками. Если позволять мыслям задерживаться на материальных вещах, бессмыслице, политике, человек начнет деградировать до уровня животных; он будет увлекаться вниз в материю, все его существо погрузится в пучину невежества. Все его помыслы будут только о материальном.
|
|
Математик Г. Кантор пришел к выводу о существовании закона сохранения невежества: нелегко опровергнуть ложное утверждение, которое получило широкое распространение. Парадокс заключается в том, что чем оно непонятнее, тем дольше сохраняется.
С другой стороны, человек может направить свои мысли на духовные вещи. Размышляя таким образом, ум будет поднят до уровня Божественной Троицы. Человек всегда представляется переплетением этих треугольников. Нельзя выделить в нем полностью духовный аспект (верхний треугольник) или полностью материальный аспект (нижний треугольник) существования. Человеческое существо представляется как совокупность этих двух треугольников, которые неразрывно связаны на всех уровнях бытия.
Следует понять и такой аспект гексаграммы, как ее связь с макрокосмом и микрокосмом. Два треугольника суть космический и индивидуальный аспекты действительности. Человек частично является самостоятельным индивидуумом, а частично находится под влиянием Космоса. В его конституции переплетены два начала. Эти два начала обычно находятся в абсолютном противостоянии друг другу.
В средневековых посвяшенческих школах Европы мастер давал ученикам знание сакральных символов и связанную с каждым символом медитацию. Он показывал кругу своих учеников определенную позу, которую должно было принять их тело и пред-
лагал принять такую позу, чтобы все тело было написанием этого символа. При осознании мистерии гексаграммы ученики должны были встать, широко расставив ноги, а руки, также широко разведя, вытянуть вверх. Если теперь продолжить линии рук вниз, а ног — вверх, то весь человеческий организм будет выражать эту фигуру. Затем нужно визуализировать, что линия вверху связывает руки, а линия внизу — ноги. Обе эти линии входят в сознание как действительно существующие силовые линии. Электромагнитные потоки идут от кончиков пальцев левой руки и ноги к кончикам пальцев правой руки и ноги. Фактически, сам человеческий организм становится описанием в пространстве входящих один в другой треугольников. Человеческое существо начинает ощущать, что заложено в древней формуле «Свет струится вверх, тяжесть тянет вниз». Это есть физическое ощущение потока сознания.
В человеке будущего и в некоторых духовно развитых современниках можно увидеть потрясающую игру сознания: гармоничное взаимодействие двух начал, работу с космическим сознанием, которая продолжается всю жизнь.
Но в современных людях пока еще имеется некоторое противоречие между индивидуальностью и космосом. Это противостояние подводит душу к духовной революции, в результате которой треугольник индивидуальности совпадет с треугольником Космоса. В результате мы не останемся больше простыми индивидуальностями. Наша материалистическая направленность мышления будет утрачена, мы станем инструментами в руках Бога, воплотив в себе все богатство Космоса. Отказывавшись от низменной и невежественной индивидуальности, мы как бы индивидуализируем все сущие вещи, усвоим необходимые жизненные уроки и проживем жизнь более осознанно.
Следует обратить и на внутреннюю часть гексаграммы. Она состоит из шести равных поверхностей. Все линии делят эти шесть поверхностей на части, формируя шестиугольную фигуру, которая есть результат переплетения двух треугольников.
Личность, которая совершит эту духовную работу переплетения двух треугольников, связана уже на с 5, а с 6 принципами бытия.
Признание индивидуальной и космической троиц ведет к признанию недействительности индивидуального существования и пониманию, что личность есть просто выражение универсального принципа бытия, канал, через который проявляет себя Космос. Это означает космическое сознание. Тот, кто усвоил урок гексаграммы, преодолел иллюзию индивидуальности и признал
космическую наполненность человеческого существа, преодолел иллюзии времени и пространства — тот видит, что все вещи суть проявления Троицы. Когда человек обнаруживает, что личность — это всегда выражение универсального Божественного начала, и что всегда и во всем существуют духовная и материальная троицы, он постигает самую сокровенную науку и обретает истинное посвященческое знание, признавая взаимосвязь материи и духа. Такой человек никогда не может быть обманут догмами так называемой науки. Он прошел через царство мысли, ума и разума и возвысился до обретения космического сознания Будды. Таким образом Будда предстает как результат постижения тайны гексаграммы. Постижение высшего закона бытия изображается в виде круглого символа — колеса Закона.
Оно связано с вечной борьбой между духом и материей, борьбой за превосходство — как учил Заратустра и все другие мудрецы прошлого. Борьба идет в двух противоположных направлениях. Если
одерживает верх дух, материя исполняется Божественным светом и погружается в него. Любые аспекты материи будут тогда только способами выражения духовных принципов.
С другой стороны, если одерживает верх материя, все аспекты духа нивелируются, затушевываются, и поднимается тьма невежества. Извечный Господь вибрирует между этими двумя силами. Ни одна из них в человеческом существе не одерживает победы до конца. Между ними сохраняется определенное равновесие. Человек, находящийся между этими двумя силами, является властителем обоих треугольников, царства духа и царства материи; он — совершенный человек.
В этом смысле гексаграмма имеет огромное эзотерическое значение. Выше указывалось, что пентаграмма представляет обычного человека; гексаграмма символизирует человека совершенного. Это мистический знак совершенномудрого Царя Соломона.
ГЕОМЕТРИЯ КАББАЛЫ
«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. // И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».
Быт., 2:8-9.
В геометрии древних структур было зафиксировано и широко использовалось высокоразвитое понимание отношений человечества и Вселенной. Сакральная геометрия, изучая единство всего сущего, демонстрирует глубокие связи между числом, пространством и человеком. Эти связи учитывались при создании древних памятников, что сохранило таким образом для последующих поколений знание основ мироздания. Возведение рефлексивных сфер воплощало достижения технологии перевода архетипических идей в застывшие формы. Ярчайшим примером такого процесса служит схема Древа Жизни, которая является графическим представлением взаимодействия космических сил.
Вся древняя мистическая система Каббалы основывается на толковании геометрического символа, известного как Древо Жизни. Что это такое? В книге Бытие рассказывается о том, что Бог поместил первого мужчину и первую женщину в райском саду. В
этом саду росли два дерева — Древо Жизни и Древо Познания Добра и Зла. Первым людям предписывалось есть плоды только с Древа Жизни, но они, соблазненные змеем, отведали плодов и с другого Древа. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? // И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, // только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. // И сказал змей жене: нет, не умрете, // но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. // И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт., 3:1-6).
Древо Жизни было наполнено такими гармоничными и благотворными силами и соками, что его листья исцеляли от всех болезней, а плоды даровали вечную жизнь. В эдемском раю не было ни болезней, ни страданий, ни смерти. Однако современные люди обладают представлением только о Древе Познания Добра и Зла, поскольку постоянно переживают приливы и отливы радости и печали, здоровья и болезней, богатства и бедности. О Древе Жизни человеку известно очень немного — если известно вообще.
Древо Жизни называется иногда Minutum Mundum («Маленькая Вселенная»). Эта система обладает большими возможностями в отношении выбора средств классификации каждой вещи во Вселенной. Вселенная для каждого человека состоит из того, что он способен постичь. Некоторые люди чувствуют себя удовлетворенными очень ограниченной частью; другие понимают, что для того, чтобы получить впечатление об истинном величии мироздания, нужно проводить кропотливую духовную работу над собой.
Древо Жизни ест > Вселенная, в которой обитает Бог, Господь наполняет Вселенную Своим существованием, являя в ней образ Божественной жизни, протекающей во всем сотворенном мире. Сам человек представляет собой миниатюрное Древо Жизни. Когда он был связан с этим Древом, он обладал бессмертием. Пренебрегши наставлением Бога, человек отпал от животворящих корней Древа Жизни и утратил бессмертие. Когда же он вкушал плоды этого Древа, то находился в состоянии блаженного бытия: здесь можно видеть сакрально-лингвистический смысл глагола «есть», как «вкушать, питаться» и как «существовать». Отделившись от Древа Жизни, человек был послан на землю, получил обитель в
самом центре плотной материи. На языке Каббалы эта обитель называется сефирой Малькут, десятой сефирой Древа Жизни.
Что такое сефиры, или сфироты (более правильная форма множественного числа — сфирот, однако мы будем пользоваться традиционным названием)? Вся Вселенная, весь мир делится на десять областей, сфер (сфирот), которые соответствуют десяти первым числам натурального ряда. Числа эти изначально являются визуализационными сущностями, однако, спускаясь в более плотные области (по отношению одна к другой), они облекаются материей. Вот принятые в традиции названия десяти сефирот:
/. Кетер
2. Хокма
3. Вина
4. Хесед
5. Гебура
6. Тиферет
7. Нетцах
8. Ход
9. Иесод
10. Малькут
В Древе сфирот древние посвященные заключили свою наивысшую мудрость об отношении человека к миру. Они считали, что человек пребывает в мире, а силы мира действуют на него со всех сторон. Три силы действуют на человеческую голову (Кетер, Хокма и Бина); потом три силы действуют на среднюю часть человеческого организма человека, на грудь и на циркуляцию крови (Хесед, Гебура и Тиферет); три силы действуют на конечности, на середину тела (Нетцах, Ход и Иесод) и одна сила действует на человека из земли (Малькут). Сверху, из круга мироздания действуют самые благородные силы; они приходят от высших Небес. Признав существование различных степеней проявления энергии Бога, человек направляется к источнику величайшей мудрости. Страдания нельзя преодолеть с помощью однобокого знания. Поэтому жажда людей к углублению понимания смысла бытия не исчезает; люди становятся духовными искателями, жадно пьющими из прохладного освежающего источника неувядающей мудрости. Это есть движение к любви, мудрости; это есть жажда истины. Математически точное изображение Древа Жизни можно построить, если разделить вертикальную линию на четыре равные отрезки и заполнить их четырьмя кругами, используя четвертую часть линии как радиус. Точки пересечения укажут на положение 10 сфер, к которым затем нужно провести тропы.
Сефира