Круг и квадрат как формы Божественного видения мира

«Молись Богу Творцу, давшему чело­веку силу открыть значение чисел».

Мусульманская мудрость

Наблюдатель, стоящий на улице, может обратить взор к небу и распознать приведенную на рисунке фигуру как дистилляцию фундаментального состояния человеческой жизни. С одной сторо­ны, она символизирует естественный ход вещей, а с другой — неограниченные возможности.

КРУГ

КВАДРАТ

небеса

земля

бесконечное

конечное

непроявленная сущность

проявленный мир

внутренняя причина

внешний эффект

центр

четыре направления

На протяжении всей человеческой истории квадрат прояв­лялся как универсальный и неизменный символ цельности, гар­монии и преобразования. Он определяет характер почти всех пер­воначальных интуитивных представлений относительно природы

реальности, тех представлений, которые, определяют саму жизнь и присуши каждому из нас. Когда первые геометры пробовали понять пропорциональные соотношения между стороной квадра­та и его диагональю, они также обнаружили мистическую связь между этими двумя величинами. Отношение описывается как 1:1.414...

Соотношения между кругом и квадратом имеют метафизи­ческую природу. Эту природу используют в своих творениях архи­текторы и художники; в сакральной геометрии она повторяет или отображает в символической форме диалог между Небесами и Землей, Бесконечным и Конечным. Круг — это основополагаю­щий знак, первичный символ для обозначения одновременно всего и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой и с помощью которой человек себя утрачивает и вновь обретает. Он связан с Musica Mundana — Музыкой Сфер, изящ­ным внутренним звуком Космоса, который отражен в гармонич­ных отношениях звуков и геометрических форм в пределах Все­ленной.

Доктрина первичности и важности звука, на которой основа­на теория геометрии звука, имеет очень древнюю историю. По-священческие школы (например, тантрическая школа Трика каш­мирского шиваизма) связывают феномен мантры как произно­симого звука с высшим философским принципом системы — ман-трика шакти, первичной энергией, которая сокрыта в звуках мантр. Речь в ее звучащем варианте рассматривается не только как про­дукт физических органов и дыхания, но и как проявление созна­ния.

Все буквы суть отражение универсальной энергии. Произно­симая речь и алфавиты — это вторичные формы первичной энер­гии Господа. По этой причине буквы санскритского алфавита, называемого мантрикой, также известны как «нетленные» (ак-шара) потому что они являются частью неизменного и вечного качества их источника. Мантрика шакти эманирует в форме речи в двух различных аспектах: в вечном аспекте — как мантра и в конечном аспекте — как обыденный язык, знаменуя гармонию формы и содержания. Можно утверждать, что такой особеннос­тью обладают все алфавиты, построенные на основании кругов и квадратов. Буквы иврита и тибетского языков были рассмотрены выше; далее приводятся буквы санскрита.

Отношения между стороной и диагональю квадрата сопряга­ются с этой же мистической гармонией и служат символом гар­моничных отношений между формой и сущностью. Согласно Юнгу, круг неизбежно символизирует процессы природы или космоса как целое, в то время как квадрат отражает Вселенную, связан­ную с человеком и организованную им. Круг представляет под­сознательные и сверхсознательные качества природы, квадрат со­относится с сознательными рациональными свойствами. В своей совокупности они оба представляют Божественное видение мира.

ГЕКСАГРАММА

«Человекэто малый мир внутри большой Вселенной».

Парацельс.

Гексаграмма, Печать Соломона, получается в результате со­единения двух треугольников, расположенных таким способом, что они формируют шестиконечную звезду. Это один из наиболее священных геометрических символов, который представляет мно­жество вещей. В отношении человеческой души он символизирует буддхи, шестой принцип бытия, начинающийся внизу и подни­мающийся вверх. Так же, как пентаграмма символизирует манас, пятый принцип бытия, указующий вперед, на буддхи, гексаграм­ма представляет собой манас после того, как он был затерян в буддхи. (Санскритский термин буддхи буквально означает «разум,

распознавание, мудрость». Манас переводится как «исток Боже­ственного разума») Пентаграмма — символ человека; гексаграм­ма символизирует человека будущего, который будет обладать ше­стью новыми принципами бытия, действующие в его внешнем, или истинном сознании.

В индуизме этот символ называется шаткона. Треугольник, на­правленный вверх, представляет трансцендентное бытие Шивы (пуруша, огненное начало); треугольник, направленный вниз, — проявленную энергию Шакти (пракрити, водное начало).

Гексаграмма и пентаграмма в Каббале

При взаимодействии двух треугольников происходит установ­ление психофизического порога восприятия: буддхи остается на другой стороне порога, который разделяет манас и буддхи. Буддхи

и атма (модус души) остаются вне порога. В человеке будущего этот порог будет установлен таким образом, чтобы только атма была отделена. Буддхи представит, таким образом, самое высокое достижение внешнего сознания человека.

Пентаграмма внутри гексаграммы — один из важнейших зна­ков средневековых философов-алхимиков и каббалистов, даюший ключ к осознанию их понятий. Этот двойной знак можно увидеть над входом в храмы с буддистскими статуями и изображениями, в каждом ламаистском святилище и часто над тибетскими храни­лищами реликвий. Микрокосм в матрице Вселенной, заключен­ный внутри макрокосма, как зародыш, держится на трех основ­ных силах. Цифрами на рисунке слева показаны 25 сил природы, создающие человеческое существо. Древние каббалисты и фило­софы, выражавшие в символах каждую силу природы, в силу ми­стических связей, существующих между числами, фигурами и мыс­лями, избрали для изображения пяти основных конечностей че­ловека (головы, рук и ног) пять точек пентаграммы.

Другое значение гексаграммы — объединение духовных и ма­териальных троиц, поскольку треугольник всегда представляет троицу. Троица — символ единства Божественного, разделенного одной единой силой на две тройственности: электричество и маг­нетизм, и схождение этих двух принципов в одной точке. Другими словами, троица в аспекте гексаграммы символизирует закон про­тивоположностей и закон равновесия, устанавливающие высшую гармонию. Именно через разделение сущности на эти два прин­ципа, положительный и отрицательный, которые затем соединя­ются воедино, может проявить себя будущее.

Гексаграмма обычно рисуется с одним белым, а другим чер­ным треугольником, что показывает духовный и материальный аспекты бытия. Две троицы переплетены; таким образом, вся жизнь предстает как продукт гармоничной деятельности духовных и ма­териальных принципов, каждый из которых воздействует на дру­гой. Дух символизируется верхней точкой, а материя — нижней. Вселенная не получает окончательной осуществленной материа­лизации до тех пор, пока все составляющие ее элементы не будут полностью одухотворены. Это непрерывно продолжающийся про­цесс нисхождения духа в материю.

В человеческом существе духовная троица, или треугольник, сопрягается с атмой, буддхи и манасом. Кама, принцип желания, не входит в эту градацию; он представляет собой линию, которая разделяет два треугольника. Таким образом желание выражает себя по двум направлениям: верхний треугольник ведет желание впе-

ред через ум, душу и дух, в то время как нижний треугольник есть сама жизнь в ее грубом, физическом представлении. Направлен­ность треугольника показывает, руководят ли желанием физичес­кие ощущения, или же оно действует под духовным началом. Ха­рактер желания свидетельствует о разделении путей жизни. Чело­век должен выразить себя согласно природе своих желаний; в этом заключается идея направленности человеческого развития.

Посмотрим теперь на гексаграмму как на символ всего тела. Нижний треугольник представляет физическое тело, эфирное тело и тело желаний. Верхний треугольник — дух, душу и причинное тело; линия медианы проходит через ментальное тело. Таким об­разом конкретная мысль является пограничной линией пути раз­вития: она находится между материальным и духовным треуголь­никами. Если позволять мыслям задерживаться на материальных вещах, бессмыслице, политике, человек начнет деградировать до уровня животных; он будет увлекаться вниз в материю, все его существо погрузится в пучину невежества. Все его помыслы будут только о материальном.

Математик Г. Кантор пришел к выводу о существовании зако­на сохранения невежества: нелегко опровергнуть ложное утверж­дение, которое получило широкое распространение. Парадокс заключается в том, что чем оно непонятнее, тем дольше сохраня­ется.

С другой стороны, человек может направить свои мысли на духовные вещи. Размышляя таким образом, ум будет поднят до уровня Божественной Троицы. Человек всегда представляется пе­реплетением этих треугольников. Нельзя выделить в нем полнос­тью духовный аспект (верхний треугольник) или полностью ма­териальный аспект (нижний треугольник) существования. Чело­веческое существо представляется как совокупность этих двух тре­угольников, которые неразрывно связаны на всех уровнях бытия.

Следует понять и такой аспект гексаграммы, как ее связь с макрокосмом и микрокосмом. Два треугольника суть космический и индивидуальный аспекты действительности. Человек частично является самостоятельным индивидуумом, а частично находится под влиянием Космоса. В его конституции переплетены два начала. Эти два начала обычно находятся в абсолютном противостоянии друг другу.

В средневековых посвяшенческих школах Европы мастер да­вал ученикам знание сакральных символов и связанную с каж­дым символом медитацию. Он показывал кругу своих учеников определенную позу, которую должно было принять их тело и пред-

лагал принять такую позу, чтобы все тело было написанием этого символа. При осознании мистерии гексаграммы ученики должны были встать, широко расставив ноги, а руки, также широко раз­ведя, вытянуть вверх. Если теперь продолжить линии рук вниз, а ног — вверх, то весь человеческий организм будет выражать эту фигуру. Затем нужно визуализировать, что линия вверху связыва­ет руки, а линия внизу — ноги. Обе эти линии входят в сознание как действительно существующие силовые линии. Электромагнит­ные потоки идут от кончиков пальцев левой руки и ноги к кончи­кам пальцев правой руки и ноги. Фактически, сам человеческий организм становится описанием в пространстве входящих один в другой треугольников. Человеческое существо начинает ощущать, что заложено в древней формуле «Свет струится вверх, тяжесть тянет вниз». Это есть физическое ощущение потока сознания.

В человеке будущего и в некоторых духовно развитых совре­менниках можно увидеть потрясающую игру сознания: гармонич­ное взаимодействие двух начал, работу с космическим сознани­ем, которая продолжается всю жизнь.

Но в современных людях пока еще имеется некоторое проти­воречие между индивидуальностью и космосом. Это противостоя­ние подводит душу к духовной революции, в результате которой треугольник индивидуальности совпадет с треугольником Кос­моса. В результате мы не останемся больше простыми индивиду­альностями. Наша материалистическая направленность мышления будет утрачена, мы станем инструментами в руках Бога, вопло­тив в себе все богатство Космоса. Отказывавшись от низменной и невежественной индивидуальности, мы как бы индивидуализи­руем все сущие вещи, усвоим необходимые жизненные уроки и проживем жизнь более осознанно.

Следует обратить и на внутреннюю часть гексаграммы. Она состоит из шести равных поверхностей. Все линии делят эти шесть поверхностей на части, формируя шестиугольную фигуру, кото­рая есть результат переплетения двух треугольников.

Личность, которая совершит эту духовную работу переплете­ния двух треугольников, связана уже на с 5, а с 6 принципами бытия.

Признание индивидуальной и космической троиц ведет к при­знанию недействительности индивидуального существования и пониманию, что личность есть просто выражение универсально­го принципа бытия, канал, через который проявляет себя Кос­мос. Это означает космическое сознание. Тот, кто усвоил урок гексаграммы, преодолел иллюзию индивидуальности и признал

космическую наполненность человеческого существа, преодолел иллюзии времени и пространства — тот видит, что все вещи суть проявления Троицы. Когда человек обнаруживает, что личность — это всегда выражение универсального Божественного начала, и что всегда и во всем существуют духовная и материальная трои­цы, он постигает самую сокровенную науку и обретает истинное посвященческое знание, признавая взаимосвязь материи и духа. Такой человек никогда не может быть обманут догмами так назы­ваемой науки. Он прошел через царство мысли, ума и разума и возвысился до обретения космического сознания Будды. Таким образом Будда предстает как результат постижения тайны гексаг­раммы. Постижение высшего закона бытия изображается в виде круглого символа — колеса Закона.

Оно связано с вечной борьбой между духом и материей, борь­бой за превосходство — как учил Заратустра и все другие мудрецы прошлого. Борьба идет в двух противоположных направлениях. Если

одерживает верх дух, материя исполняется Божественным светом и погружается в него. Любые аспекты материи будут тогда только способами выражения духовных принципов.

С другой стороны, если одерживает верх материя, все аспек­ты духа нивелируются, затушевываются, и поднимается тьма не­вежества. Извечный Господь вибрирует между этими двумя си­лами. Ни одна из них в человеческом существе не одерживает победы до конца. Между ними сохраняется определенное равно­весие. Человек, находящийся между этими двумя силами, являет­ся властителем обоих треугольников, царства духа и царства ма­терии; он — совершенный человек.

В этом смысле гексаграмма имеет огромное эзотерическое зна­чение. Выше указывалось, что пентаграмма представляет обычно­го человека; гексаграмма символизирует человека совершенного. Это мистический знак совершенномудрого Царя Соломона.

ГЕОМЕТРИЯ КАББАЛЫ

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которо­го создал. // И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хо­рошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».

Быт., 2:8-9.

В геометрии древних структур было зафиксировано и широко использовалось высокоразвитое понимание отношений человече­ства и Вселенной. Сакральная геометрия, изучая единство всего сущего, демонстрирует глубокие связи между числом, простран­ством и человеком. Эти связи учитывались при создании древних памятников, что сохранило таким образом для последующих по­колений знание основ мироздания. Возведение рефлексивных сфер воплощало достижения технологии перевода архетипических идей в застывшие формы. Ярчайшим примером такого процесса слу­жит схема Древа Жизни, которая является графическим пред­ставлением взаимодействия космических сил.

Вся древняя мистическая система Каббалы основывается на толковании геометрического символа, известного как Древо Жизни. Что это такое? В книге Бытие рассказывается о том, что Бог по­местил первого мужчину и первую женщину в райском саду. В

этом саду росли два дерева — Древо Жизни и Древо Познания Добра и Зла. Первым людям предписывалось есть плоды только с Древа Жизни, но они, соблазненные змеем, отведали плодов и с другого Древа. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? // И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, // только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. // И сказал змей жене: нет, не умрете, // но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. // И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт., 3:1-6).

Древо Жизни было наполнено такими гармоничными и бла­готворными силами и соками, что его листья исцеляли от всех болезней, а плоды даровали вечную жизнь. В эдемском раю не было ни болезней, ни страданий, ни смерти. Однако современ­ные люди обладают представлением только о Древе Познания Добра и Зла, поскольку постоянно переживают приливы и отли­вы радости и печали, здоровья и болезней, богатства и бедности. О Древе Жизни человеку известно очень немного — если извест­но вообще.

Древо Жизни называется иногда Minutum Mundum («Малень­кая Вселенная»). Эта система обладает большими возможностями в отношении выбора средств классификации каждой вещи во Все­ленной. Вселенная для каждого человека состоит из того, что он способен постичь. Некоторые люди чувствуют себя удовлетворен­ными очень ограниченной частью; другие понимают, что для того, чтобы получить впечатление об истинном величии мироздания, нужно проводить кропотливую духовную работу над собой.

Древо Жизни ест > Вселенная, в которой обитает Бог, Господь наполняет Вселенную Своим существованием, являя в ней образ Божественной жизни, протекающей во всем сотворенном мире. Сам человек представляет собой миниатюрное Древо Жизни. Ког­да он был связан с этим Древом, он обладал бессмертием. Пре­небрегши наставлением Бога, человек отпал от животворящих кор­ней Древа Жизни и утратил бессмертие. Когда же он вкушал пло­ды этого Древа, то находился в состоянии блаженного бытия: здесь можно видеть сакрально-лингвистический смысл глагола «есть», как «вкушать, питаться» и как «существовать». Отделившись от Древа Жизни, человек был послан на землю, получил обитель в

самом центре плотной материи. На языке Каббалы эта обитель называется сефирой Малькут, десятой сефирой Древа Жизни.

Что такое сефиры, или сфироты (более правильная форма множественного числа — сфирот, однако мы будем пользоваться традиционным названием)? Вся Вселенная, весь мир делится на десять областей, сфер (сфирот), которые соответствуют десяти первым числам натурального ряда. Числа эти изначально являют­ся визуализационными сущностями, однако, спускаясь в более плотные области (по отношению одна к другой), они облекаются материей. Вот принятые в традиции названия десяти сефирот:

/. Кетер

2. Хокма

3. Вина

4. Хесед

5. Гебура

6. Тиферет

7. Нетцах

8. Ход

9. Иесод

10. Малькут

В Древе сфирот древние посвященные заключили свою наи­высшую мудрость об отношении человека к миру. Они считали, что человек пребывает в мире, а силы мира действуют на него со всех сторон. Три силы действуют на человеческую голову (Кетер, Хокма и Бина); потом три силы действуют на среднюю часть че­ловеческого организма человека, на грудь и на циркуляцию кро­ви (Хесед, Гебура и Тиферет); три силы действуют на конечнос­ти, на середину тела (Нетцах, Ход и Иесод) и одна сила действу­ет на человека из земли (Малькут). Сверху, из круга мироздания действуют самые благородные силы; они приходят от высших Небес. Признав существование различных степеней проявления энергии Бога, человек направляется к источнику величайшей мудрости. Страдания нельзя преодолеть с помощью однобокого знания. По­этому жажда людей к углублению понимания смысла бытия не исчезает; люди становятся духовными искателями, жадно пью­щими из прохладного освежающего источника неувядающей муд­рости. Это есть движение к любви, мудрости; это есть жажда ис­тины. Математически точное изображение Древа Жизни можно построить, если разделить вертикальную линию на четыре рав­ные отрезки и заполнить их четырьмя кругами, используя четвер­тую часть линии как радиус. Точки пересечения укажут на поло­жение 10 сфер, к которым затем нужно провести тропы.

Сефира


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: