«Не трать, о царь, на кумиры злата,— Слово, что сказано, бог не изменит, Слово, что сказано, не вернет, не отменит, Жребий, что брошен, не вернет, не отменит,— Судьба людская проходит,— ничто не останется в мире!»
«Сказание о Гильгамеше»
Ранние цивилизации удивительным образом сочетали принципы сакральной геометрии с самыми разнообразными областями жизни. Один из ярких примеров такого творческого синтеза — цивилизация шумеров, которую можно назвать посвященческой. В древней Месопотамии музыка, математика, искусство, наука, религия и поэзия были неразрывно соединены. Около 3000 лет до н.э. шумеры развили особое письмо, с помощью которого делали запись богов пантеона, и основали 60-ричную систему счисления. Каждое выражение в этой системе не мыслилось как выражение индивидуального числа, а интерпретировалось ситуационно, в зависимости от контекста. То есть выражение, понимаемое для нас как обозначение 1 или, например, 11, вычислитель мог понимать и как обозначение 60 (660) и как обозначение 3600 (39600), и даже как обозначение 1/60 (11/60). Это дает возможность однородных мультипликативных операций. Конкретное число при этом изображается так, что в этом изображении проявляется некая общая схема, подобно проявлению абстрактного сообщения в мантическом предмете. Индивидуальность числа подавляется и открываются новые возможности оперирования им.
Богам приписывались определенные числа, которые кодировали изначальные отношения музыки и всех вешей, вызывая к жизни особую сакральную акустическую теорию. Таким образом, шумеры создали большую мистическую тонально-арифметическую модель Космоса. Боги наделяли высшей энергией не только природные силы, но также и сверхъестественное, интуитивное понимание математических и геометрических образцов и ментальных сил. Истинность математического представления Вселенной, с которым работали шумеры, полностью подтверждалась на протяжении последующих тысячелетий. От грандиозного геометри-
ческого среза окружающего мира до нас дошло лишь немного значимых символов, которые находятся в самых разных вещах, понятных глазу. В Месопотамии мифология принимала конкретные визуализационные формы; например, важные действия богов читались как действия таблицы умножения. Мифологии Индии, Китая, Вавилона, Греции, Израиля и Европы по сей день используют шумерские источники таких матричных представлений действительности.
Если наука мыслится как знание, философия как любовь к мудрости, то изобретение музыкальной теории на основе геометрического представления мира — одно из самых больших научных и философских достижений древнего мира. Когда, где и как оно произошло?
Предполагая, что кроманьонский человек обрабатывал звук с помощью того же самого анатомического аппарата, которым обладают и современные люди, мы придем к мысли, что на протяжении пятидесяти тысяч лет люди обретали сходный слуховой опыт. Сакральная музыкальная теория как акустическая наука начинается с определения интервалов, звуковых тонов, отношений целых чисел, первенство открытия которых традиционно приписывается Пифагору.
В шестнадцатом столетии нашей эры, когда Винценто Галилей (отец Галилео, выдающийся музыкант) попробовал повторить некоторые из экспериментов, якобы произведенных Пифагором, и обнаружил, что их результаты недостоверны или же вообще их невозможно повторить. Сегодня, обладая гораздо большими возможностями и обретая все новые познания о взаимодействии культур, можно попытаться воссоздать грандиозную палитру зарождения музыки в свете среза сакральной геометрии.
Обратимся к древней Месопотамии. Как уже говорилось выше, наиболее поразительным в этой стране кажется сплав того, что мы обычно разделяем: музыки, математики, искусства, науки, религии, поэзии и даже ремесел и сельского хозяйства. Такое универсальное единство на протяжении всей истории человечества больше никогда не было достигнуто, кроме, разве что Платоном, унаследовавшим древнее посвященческое знание. Сократ, как говорит Платон, подчеркивал общий принцип всех научных занятий. Альберт Сент-Дьердьи утверждал: «Природа работает небольшим числом общих принципов». Великий поэт античности Гомер, выходя в своем творчестве за исторические рамки родовой организации, использовал геометрический принцип мировосприятия. Материалистические ученые, утратив музыкальность и вместе с
тем Божественность, лишены понимания внутренней математической и геометрической гармонии, пронизывающей абсолютно все области знания.
Музыка была важным свидетельством существования Божественного в Древней Индии, Египте и Китае, Месопотамии и Греции. Во всех этих культурах имелись схожие мифологические образы, связанные с определенными числами; удивительным образом они сопрягались с определением музыкальных интервалов. Например, в культурах, знавших арфу — в Египте, Месопотамии, — построение инструмента и отсчет нужных интервалов для натяжения струн, а также определение тонов всегда связывались с действиями богов и сопровождались соответствующими ритуальными действиями. Современная теория суперструн также допускает, что Вселенная располагается в двух пространствах и наряду с ее видимой частью существует вторая невидимая или призрачная Вселенная.
оэтому на протяжении веков музыкальные инструменты старались изготавливать из «живой» материи — того, в чем прослеживалась длань Господня. Например, в Китае в 5000 году до н. э. для извлечения музыкальных звуков использовались кости ног больших птиц. Из них делались флейты, на которых играли на ритуальных похоронах. Основные соотношения сакральной геометрии для построениях музыкальных инструментов — такие как золотое сечение или расчеты, основанные на геометрических теоремах, которые были записаны много веков спустя, — были известны в повседневной жизни задолго до того, как попали в сферу интересов философов и богословов.
В IV тысячелетии до н.э. шумеры, таинственный народ несемитского происхождения, развили в Месопотамии (теперь южная часть Ирака) удивительную цивилизацию. Многие их достижения не в силах воспроизвести даже современная наука со всем ее накопленным багажом знаний и подручными инструментами. Уже говорилось, что шумеры в обиходе пользовались сложной 60-ричной системой счисления. Эта система тесно связана с образцами ранней теории гармонии небесных сфер, которая будет позже развиваться в Индии, Вавилоне и Греции. Шумерские захоронения содержат в себе множество предметов, связанных с миром музыки: арфы, лиры, трубы, а также соответствующая «музыкальная литература» — глиняные таблички со сложными гимнами. В шумерском письме, которое появилось одновременно с 60-ричной системой счета, пантеон божеств получил интересную рационализацию: высшие боги связывались с числами. Таким об-
разом происходила кодировка первичных музыкальных отношений. Символ для обозначения небес или звезды, сопровождаемый соответствующим числом, был известен как «имя бога».
Кроме того, в шумерской мифологии обязанности и поведение богов связывались с функциями определенных божественных чисел. Шумерская космология основана на метафорическом единении числовых множеств, понимаемых как мужские и женские. Позднее эти идеи разовьются в концепцию греческого тетрактиса:
X X X
XX X
X X X X
Тетрактис является простейшей иллюстрацией того, что 1+2+3+4=10. Это пример изначального способа изображения чисел точками, как на игральных костях. Такая методика применялась в древней и используется в современной нумерологии.
Глава пантеона и отец шумерских богов — бог неба Ан (Ану). Это бог числа 60, он обозначается как перевернутая «единица». Этот знак обозначал само понятие Бог и ставился как детерминат перед именами других богов. Поскольку 60-ричная система чисел связана с потенциально бесконечными значениями множителей и подмножителей числа 60 (подобно единице в десятичной арифметике), Ан = 60 (отображается на письме как 1). На математическом языке Ан выступает как собственное геометрическое среднее, являющееся средним между любым числом и его обратной величиной.
В качестве отца богов Ан создает небо, приказывает родиться богам ануннакам. К Ану обращались за советом и благословением. Вместе с тем, Ану/Ан является, по существу, пустым божеством, поскольку сопрягается с точкой, представляющей одновременно среднюю часть неба, центр числового поля и середину, тон в системе настройки. Для его образа характерна пассивность, бездеятельность, он является скорее лишь символом высшей власти. Он был обречен; более активные лидеры, его дети, потеснили отца: гармоническая логика сосредоточилась на структуре. Таким образом судьбы богов могут просчитываться математически.
Теология, с самого своего рождения понимаемая как «беседа о богах», является математической аллегорией с глубоко музыкальной логикой. Теория настройки на протяжении веков не меняется: иначе и не может быть, ведь она структурирована непосредственно божествами, предстающими в числовом обличье. Нужно учиться выявлять сакральную музыкальную арифметику в окру-
жающем мире — как это делали шумеры, пифагорейцы и другие великие геометры Вселенной. Подобно Сократу, мы должны уяснить гармонические значения арифметики в песочном круге. Этот круг является изображением Космоса; он рассматривается как бесконечно циклический, подобно тонам музыкальной шкалы:
Расшифровывая шумеро-платоновскую гармонию, можно приблизиться к осознанию величия космоса и использовать во благо его высшие вибрации.
Так как число 60 без остатка делится на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20 и 30, 60-ричная арифметики может коррелировать работу многих подсистем, допуская быстрое манипулирование их фракций. Фракционность системы, основанной на числе 60, позволяет без особых трудов с большой точностью определить музыкальные интервалы, выявить законы космического соответствия отдельных фракталов друг другу и работать с геометрическими формами.
Примерно в 1800-м г. до н. э. в Вавилоне шумерский пантеон подвергся некоторой реорганизации, сохраняя тем не менее свою числовую привязанность к богам и сакрально-математическую терминологию. Вавилонцы развили 60-ричную систему вычислен-ния до уровня настоящей арифметической виртуозности, понятой и осознанной лишь совсем недавно. Только когда в 1945 году был опубликован перевод таблички YBC 7289, весь мир понял, что древний Вавилон обладал формулой для вычисления квадратного корня 2 с точностью до пяти знаков после запятой (1.41421+) на основе 60-ричного счисления. Жителям Вавилона была также известна формула построения всех пифагорейских форм (например, треугольника со сторонами 3, 4, и 5) — за тысячу лет до открытий самого Пифагора.
Образец клинописной таблички
До сих пор многие шумерские тексты остаются непереведен-ными или недоступными. На одной из табличек написано, что люди будут узнавать сакральные письмена по мере необходимости, когда боги сами позволят им постичь древнее посвященческое знание. Для этого необходимо соответствующим образом развить духовное восприятие сакральных идей и подготовить инструмент (собственную душу) для их использования.
Итак, приблизительно между 500 г. до н. э. и 150 г. н. э. вавилонская и греческая астрономия основывалась на 60-ричных вычислениях. Такая система счета еще использовалось Коперником в пятнадцатом столетии и иногда применяется в современной астрономии. Китайский календарь до сих пор основан на числе 60.
Часы со стрелками для определения часов, минут и секунд — это живая реликвия, доставшаяся нам в наследство от шумеров. Сам циферблат можно рассматривать как мандалу, символ отмеренного времени и вечного движения. Часы представляют мировые силы, воплощают идею длительности, неотвратимости, неумолимости. Они также олицетворяют скоротечность времени и мировой порядок.
Клинописные числа Вавилона
Музыканты представляют систему тонов тоже в виде круга, который устраняет циклические повторения октавы (Платон в диалоге «Тимей» утверждает, что Бог делает только одну модель чего-либо). Сегодня, используя современную равнотемперирован-ную шкалу, можно определить любой музыкальный интервал как повторение стандартного полутона. Вся система основана на двад-цатитоновой симметрии. Это тоже наследство древней системы счисления.
Шумерские числа изображались на маленьких глиняных табличках с помощью иглы. Числа от 2 до 9 являются вариациями единицы. У числа 10 появляется конец; число 60 предстает как большая «единица»; при его изображении игла входила в глину более глубоко. Для обозначения всего цифрового ряда требовалось лишь несколько символов, их повторения существенно облегчали математические расчеты.
Вычисления также облегчались с помощью таблиц, содержащих значения квадратных и кубических корней, показательных функций, коэффициентов, дающие числа для практических вычислений и многочисленных метрологических вычислении.
Великие периоды жизни человечества удобно записываются с помощью такой системы:
Стандартные таблицы умножения связывают каждое число с его обратной величиной.
Нота
до
ре
ми
фа
Соль
ля
си
Обозначение
С
D
Е
F
G
А
В (иногда нота си обозначается буквой Н, а буквой В — си-бемоль)
Мажор обозначается большой буквой, а минор — маленькой.
В следующей таблице все сакрально-мистические вычисления представлены на основе основной симметрии с Ану/Ан = 60 (значение 1) в точке равновесия, баланса. Шумерское искусство последовательно разрабатывает эту симметрию противоположностей.
Боги
Величины