Тональные соответствия

Современное представление

от 1 до 60

с#

Ь с

Ь#

bb

с#

b

с

А

G

D#

bb

7,30

с#

b

e

6,40

b

D

Мардук

А

G

D#

Db

Иштар

D

D

3,45

с#

b

e

3,20

b

f

А

G

2,30

D#

bb

2,24

D

b

2.13.20

с

e

Син

D

D

диатоническая и хроматическая октавы

1,52.30

с#

b

e

1,40

b

D

Эа-Энки

1,30

А

G

1,20

G

A

1,15

D#

bb

Бел-Энлиль

1,12

f

b

1.6.40

е

e

Ану-Ан

D

D

Человеческий разум подсознательно выбирает симметрию, поскольку предпочитает порядок хаосу, простоту сложности, оп­ределенность неизвестности. В упорядочении хаоса проявляется сущность самой жизни как феномена природы. Мир природы — это мир симметрии, придающей его творениям устойчивость и Божественную красоту.

Боготворимые шумерские числа, принятые Вавилоном, — 10, 12, 15, 20, 30, 40 и 50; все они представляют собой фракционные части отца Ану/Ана = 60, главы пантеона богов. Их фракционная ценность и имена богов обозначались с кратким описанием их мифологических функций. Ану/Ан (60), отец богов, является пер-воединицей. Он эквивалентен отношению 60/60 = 1, где функци­онирует, согласно современным концепциям, как геометричес-

кое среднее в области рациональных чисел. Энлиль, 50 (5/6), «бог на горе», обладающий пятьюдесятью именами, является стражем и хранителем. Он возглавляет пантеон божеств приблизительно с 2500 до н. э. Это божество плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы.

В гимнах и молитвах его сравнивали с диким быком, ревущим ветром. Энлиль создал землю, подобно тому как Ан — небо; отде­лил землю от небес. Энлиль соотносится в десятеричной системе счисления с числом человека 5.

Эа/Энки, 40 (2/3), «бог приятных вод», ведает земными де­лами, включая музыкальные тона. Он управляет божественным числом 3 (в музыке связан с отношением 2:3, наиболее мощным после октавы). Эа — хозяин подземного мирового океана пресных

вод, а также поверхностных земных вод; бог мудрости и заклинаний, владыка божествен­ных сил, защитник людей перед богами, по­мощник во всех трудных делах. Он выступа­ет как бог плодородия, носитель культуры, создатель мировых ценностей. Трио высших богов (40, 50, 60) определяет основную му­зыкальную триаду 4:5:6 (до, ми, соль в вос­ходящем ряду и ми, до, ля в нисходящем ряду). Отношение 4:5 определяет главную треть, а отношение 5:6 определяет младшую треть музыкальной шкалы, принятую в пре­делах матрицы музыкальной октавы.

Син/Нанна, 30 (1/2), «тот, чей подъем — сияние», Луна, устанавливает основную шумерскую матрицу октавы — 1:2, 30:60. Имя

Син часто пишется клинописным знаком, обозначающим число 30.

Шемеш, 20 (1/3), Солнце, судья богов.

Иштар, 15 (1/4), является воплощением вечной женственности; это дева, жена и хо­зяйка; богиня плодородия и любви. Она со­здательница жизни и помощница при родах.

Ниргаль, 12 (1/5), является богом под­земного мира.

Бел/Мардук, 10 (1/6), библейский Ваал, первоначально был незначительным боже-

ством, но впоследствии во II тыся­челетии до н. э. стал главным богом вавилонского пантеона. Он унасле­довал все полномочия других богов, включая пятьдесят имен Энлиля и знаменовал переход к пифагорейс­кому единобожию, построенному на первых десяти числах.

Ключ к душе, по учению шуме­ров, Платона и других духовидцев, — стремление к симметрии проти­воположностей. Инверсия, или дву-сторонность, основанная на числе 60, создает условия для Платоновой диалектики. При работе с перед зер­калом мы видим самих себя непос­редственно, с различными степеня­ми совершенства; это есть симмет­рия лево-правых противоположнос­тей относительно мнимого плана от­ражения.

Старая музыкальная шкала, или луч равновесия, воплощает это понятие (см. рис.). Баланс создается свойствами окружающей среды, но, отражаясь от твердых поверхностей, он изменяется в человеческом ухе — и мы слышим уже не чистый, изначальный звук, воспринимаем не первоначальное равновесие, но то, что создается в результате отражений.

Эмпатические ощущения оказывают влияние на воспринима­емую Вселенную, затрагивают инверсию и воздействуют, в ко­нечном итоге, на физическую симметрию получаемых изображе­ний.

Известно, что человеческий глаз видит «перевернутый» мир. Мы воспринимаем мир совсем не таким, как его могли бы уви­деть точные приборы. Какой на самом деле является реальность, люди никогда не узнают: их ощущениям предстает только то, что доступно посредством аппарата чувств. Меру этой доступности определяет Господь; органы восприятия на протяжении веков ме-

няются. Таким образом, сам Бог устанавливает последовательность восприятия действительности. Посейдон со своими пятью парами сыновей-близнецов представляет пример совершенной инверсии; он пересекает центральный вертикальный план отражения.

Посейдон — греческий преемник водного бога Эа/Энки, он является само-симметричным, есть начало и конец октавы. Эти одиннадцать тонов составляют единственный класс симметрии до числа 60.

Соединять противоположные фракции следует так, чтобы чис­ла — подобно тонам — показали те же самые отношения, нужно расширить нумерологическое соотношение 1:2 до 360:720.

Если ограничиться числами с тремя цифрами, то в дополне­ние к десяти сыновьям Посейдона, только одна пара симметрич­ных чисел, а именно, 405 и 640 (так как 405:720 = 360:640), будет служить отражением действительности. Они показаны как С и Е, чтобы подчеркнуть их очень небольшое (также и мелодическое) различие от с и е. Это микротональное различие запятой 80:81, заметное только в лабораторных условиях и воспринимаемое только с помощью абсолютного слуха. В Греции оно определялось как самая малая, теоретически полезная единица, приблизительно рав­ная 1/9 стандартного целого тона в 8:9.

Интервал между целыми тонами А и G подразумевает по­добное деление, а симметрия требует установления D. Этот фо­кус определен квадратным корнем 2, находящимся вне древней концепции числа, поэтому мы должны искать соответствующее приближение.

Платон и десять сыновей показаны снова вместе с новой сим­метричной парой С/Е и заменой на ля-бемоль/соль-диез (один звук из которых всегда пропускается в 360:720 октаве).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: