Современное представление
от 1 до 60
с#
Ь с
Ь#
bb
с#
b
с
А
G
D#
bb
7,30
с#
b
e
6,40
b
D
Мардук
А
G
D#
Db
Иштар
D
D
3,45
с#
b
e
3,20
b
f
А
G
2,30
D#
bb
2,24
D
b
2.13.20
с
e
Син
D
D
диатоническая и хроматическая октавы
1,52.30
с#
b
e
1,40
b
D
Эа-Энки
1,30
А
G
1,20
G
A
1,15
D#
bb
Бел-Энлиль
1,12
f
b
1.6.40
е
e
Ану-Ан
D
D
Человеческий разум подсознательно выбирает симметрию, поскольку предпочитает порядок хаосу, простоту сложности, определенность неизвестности. В упорядочении хаоса проявляется сущность самой жизни как феномена природы. Мир природы — это мир симметрии, придающей его творениям устойчивость и Божественную красоту.
Боготворимые шумерские числа, принятые Вавилоном, — 10, 12, 15, 20, 30, 40 и 50; все они представляют собой фракционные части отца Ану/Ана = 60, главы пантеона богов. Их фракционная ценность и имена богов обозначались с кратким описанием их мифологических функций. Ану/Ан (60), отец богов, является пер-воединицей. Он эквивалентен отношению 60/60 = 1, где функционирует, согласно современным концепциям, как геометричес-
кое среднее в области рациональных чисел. Энлиль, 50 (5/6), «бог на горе», обладающий пятьюдесятью именами, является стражем и хранителем. Он возглавляет пантеон божеств приблизительно с 2500 до н. э. Это божество плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы.
В гимнах и молитвах его сравнивали с диким быком, ревущим ветром. Энлиль создал землю, подобно тому как Ан — небо; отделил землю от небес. Энлиль соотносится в десятеричной системе счисления с числом человека 5.
Эа/Энки, 40 (2/3), «бог приятных вод», ведает земными делами, включая музыкальные тона. Он управляет божественным числом 3 (в музыке связан с отношением 2:3, наиболее мощным после октавы). Эа — хозяин подземного мирового океана пресных
вод, а также поверхностных земных вод; бог мудрости и заклинаний, владыка божественных сил, защитник людей перед богами, помощник во всех трудных делах. Он выступает как бог плодородия, носитель культуры, создатель мировых ценностей. Трио высших богов (40, 50, 60) определяет основную музыкальную триаду 4:5:6 (до, ми, соль в восходящем ряду и ми, до, ля в нисходящем ряду). Отношение 4:5 определяет главную треть, а отношение 5:6 определяет младшую треть музыкальной шкалы, принятую в пределах матрицы музыкальной октавы.
Син/Нанна, 30 (1/2), «тот, чей подъем — сияние», Луна, устанавливает основную шумерскую матрицу октавы — 1:2, 30:60. Имя
Син часто пишется клинописным знаком, обозначающим число 30.
Шемеш, 20 (1/3), Солнце, судья богов.
Иштар, 15 (1/4), является воплощением вечной женственности; это дева, жена и хозяйка; богиня плодородия и любви. Она создательница жизни и помощница при родах.
Ниргаль, 12 (1/5), является богом подземного мира.
Бел/Мардук, 10 (1/6), библейский Ваал, первоначально был незначительным боже-
ством, но впоследствии во II тысячелетии до н. э. стал главным богом вавилонского пантеона. Он унаследовал все полномочия других богов, включая пятьдесят имен Энлиля и знаменовал переход к пифагорейскому единобожию, построенному на первых десяти числах.
Ключ к душе, по учению шумеров, Платона и других духовидцев, — стремление к симметрии противоположностей. Инверсия, или дву-сторонность, основанная на числе 60, создает условия для Платоновой диалектики. При работе с перед зеркалом мы видим самих себя непосредственно, с различными степенями совершенства; это есть симметрия лево-правых противоположностей относительно мнимого плана отражения.
Старая музыкальная шкала, или луч равновесия, воплощает это понятие (см. рис.). Баланс создается свойствами окружающей среды, но, отражаясь от твердых поверхностей, он изменяется в человеческом ухе — и мы слышим уже не чистый, изначальный звук, воспринимаем не первоначальное равновесие, но то, что создается в результате отражений.
Эмпатические ощущения оказывают влияние на воспринимаемую Вселенную, затрагивают инверсию и воздействуют, в конечном итоге, на физическую симметрию получаемых изображений.
Известно, что человеческий глаз видит «перевернутый» мир. Мы воспринимаем мир совсем не таким, как его могли бы увидеть точные приборы. Какой на самом деле является реальность, люди никогда не узнают: их ощущениям предстает только то, что доступно посредством аппарата чувств. Меру этой доступности определяет Господь; органы восприятия на протяжении веков ме-
няются. Таким образом, сам Бог устанавливает последовательность восприятия действительности. Посейдон со своими пятью парами сыновей-близнецов представляет пример совершенной инверсии; он пересекает центральный вертикальный план отражения.
Посейдон — греческий преемник водного бога Эа/Энки, он является само-симметричным, есть начало и конец октавы. Эти одиннадцать тонов составляют единственный класс симметрии до числа 60.
Соединять противоположные фракции следует так, чтобы числа — подобно тонам — показали те же самые отношения, нужно расширить нумерологическое соотношение 1:2 до 360:720.
Если ограничиться числами с тремя цифрами, то в дополнение к десяти сыновьям Посейдона, только одна пара симметричных чисел, а именно, 405 и 640 (так как 405:720 = 360:640), будет служить отражением действительности. Они показаны как С и Е, чтобы подчеркнуть их очень небольшое (также и мелодическое) различие от с и е. Это микротональное различие запятой 80:81, заметное только в лабораторных условиях и воспринимаемое только с помощью абсолютного слуха. В Греции оно определялось как самая малая, теоретически полезная единица, приблизительно равная 1/9 стандартного целого тона в 8:9.
Интервал между целыми тонами А и G подразумевает подобное деление, а симметрия требует установления D. Этот фокус определен квадратным корнем 2, находящимся вне древней концепции числа, поэтому мы должны искать соответствующее приближение.
Платон и десять сыновей показаны снова вместе с новой симметричной парой С/Е и заменой на ля-бемоль/соль-диез (один звук из которых всегда пропускается в 360:720 октаве).